Понятие и сущность внимания как познавательного процесса

Хирьянова Мария Сергеевна

Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Н. Ф. Добрынина характеризовала внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.

Существует несколько теорий внимания: Запорожца А. В., Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Добрынина Н. Ф., Узнадзе Д. Н. Их наличие объясняется тем, что внимание как психическая функция, давно интересовало психологов.

В целом объектом внимания младшего школьника становится то, что значимо для него, так как внимание носит избирательный характер. Основой успешного обучения является произвольное внимание, но оно у младшего школьника развито слабо. Следовательно, необходимо умело использовать в обучении непроизвольное внимание. В этих целях необходимо менять виды работ на уроке, способы, средства обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблемы игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение.

В фундаментальной работе Ж.Пиаже, посвященной формированию символа у ребенка, его интересовала не столько сама игра, сколько возникновение мысли у ребенка.

На понимание природы детской игры большое влияние оказала психоаналитическая теория З.Фрейда. По его мнению, детство – период игр, потому что это период непрерывных травм, а игра есть единственное средство овладения путем повторения теми невыносимыми переживаниями, которые несут с собой эти травмы.

Первые исследования по психологии игры, начатые при жизни Л.С. Выготского, были проведены С. Н. Варшаловой, экспериментально исследовавшей отношения между словом, предметом и действием в игровой и вне игровой деятельности детей.

Эльконин Д. Б. рассматривает развивающую функцию игры. Через игру быстрее и легче происходит развитие основных свойств внимания, что влечет за собой качественное усвоение учебного материала.


Автор(ы): Хирьянова Мария Сергеевна
Приложения:
67249e3148f8e_ВЫПУСК_СТАТЬИ_ВНИМАНИЕ.docx