Возрастная и педагогическая психология

Пахмутова Анна Ромуальдовна,
магистр, учитель физической культуры
ГБОУ школа №154, Санкт-Петербург

Тема – “Возрастная и педагогическая психология”, выбрана не спроста. Работая учителем и тренером в индивидуальных и командных видах спорта, являясь мамой прекрасной дочки, а так же  мастером спорта  не в одном виде спорта, тема эта становится все более интересной и нужной, да и вообще в жизни не мало важно понимать и знать периодизацию и особеннности нашего организма не только со стороны физиологии, но и в сочетании с психологией. И я попробую доступным для любого читателя  языком  это рассказать. Суть и цель методической рекомендации освежить в памяти знания, и на основе опыта и дополнительной информации рассказать  какие выводы для себя я сделала, получив дополнительную информацию из других источников, какие методы я использую в своей работе для достижения максимального результата. Чтобы получить дополнительную информацию я обратилась к дополнительным источникам из интернета, и выбрала,то,что откликается. Начала я с возрастной периодизации.

 Возрастная периодизация — это процесс разделения жизненного пути человека на определенные возрастные этапы, на каждом из которых происходят характерные изменения в различных сферах жизни, таких как физическое, психологическое, социальное и когнитивное развитие. Каждый возрастной период имеет свои особенности, которые влияют на поведение, эмоции и отношения человека. Знание возрастной периодизации помогает понимать происходящие изменения и прогнозировать их, что может быть полезно для успешного взаимодействия с людьми разных возрастов и в различных сферах жизни. Каждый возрастной период имеет свои уникальные особенности и важен в плане развития человека, но есть несколько этапов, которые считаются наиболее значимыми в возрастной периодизации: младенчество — это первый возрастной период развития человека, который начинается с момента рождения и продолжается до 1года. На этом этапе происходит интенсивный физический и психологический рост и развитие, а также формирование основных навыков, которые станут фундаментом для дальнейшего развития ребенка; раннее детство (года до 3 лет) — это период интенсивного развития физических, психологических и социальных навыков. На этом этапе происходит формирование основных навыков, таких как ходьба, речь, социальное поведение и самостоятельность; дошкольный возраст (3-6 лет) — это период, когда дети активно учатся и развиваются в социальной и когнитивной сферах. На этом этапе дети улучшают свои навыки восприятия, речи, мышления и самоконтроля; подростковый возраст (12-18 лет) — это период значительных изменений в психологическом и социальном развитии. На этом этапе происходит формирование личности и социальной идентичности, а также осознание своих чувств и эмоций; юношеский возраст (18-25 лет) — это период, когда молодые люди ищут свое место в жизни и начинают строить карьеру. На этом этапе происходит развитие личности, включая формирование жизненных целей, установление межличностных отношений и профессиональную самоопределение; зрелый возраст (25-60 лет) — это период, когда люди становятся более устойчивыми и независимыми. На этом этапе происходит развитие личности, включая профессиональную карьеру, укрепление социальных связей и формирование новых отношений; старческий возраст (60 лет и старше) — это период, когда люди вступают в пожилой возраст и начинают сталкиваться с различными изменениями в физическом и психологическом развитии. На этом этапе происходит подготовка к старости и установление новых отношений в семье и обществе.

Например, знание возрастных особенностей детей позволяет лучше понимать их поведение и уметь работать с ними, а знание возрастных особенностей старших людей помогает лучше понимать их потребности и установление более глубоких отношений с ними. Если расположить различные виды деятельности и общения детей по группам в той последовательности, в которой они чаще всего становятся ведущими в процессе возрастного развития детей, то получится следующий ряд: эмоционально - непосредственное общение (от рождения до года); предметно - манипулятивная деятельность- с игрушками, окружающими предметами, без активного взаимодействия с взрослыми (от 1 до 3 лет); сюжетно – ролевая игра – сочетание игровой деятельности с общением (от 3 до 6 лет); учебно – познавательная деятельность – сочетание учебной деятельности и межличностного общения (от 6 до 10 – 11 лет); профессионально – личностное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащие средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте (от 10 – 11 до 14 – 15 лет); морально – личностное общение – (от 14 – 18 лет) развиваются взгляды на жизнь, на своё положение в обществе и личностное самоопределение. По мере взросления ведущие виды деятельности и общения личности меняются, увеличивается их разнообразие и общее число. Воспитывая ребёнка, мы всегда его чему – то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее, оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности различны. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребёнка, а воспитание – с чувствами и межличностными отношениями. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания – на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Особое внимание при изучении процессов обучения и воспитания психологи обращают на содержание учебных предметов и цели воспитательных воздействий с точки зрения эффективности и возможностей их достижения. Психологов интересует развивающий эффект: опираясь на данные своей науки, они устанавливают, что, как и в какой последовательности, необходимо передавать детям, чтобы получился как можно лучше развивающий учебно – воспитательный результат. Чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, рассмотрим далее (в краткой характеристике) основные принципы руководства психическими функциями, участвующими в развитии познавательных процессов у детей: внимание, память, речь и мышление, восприятие. И в развитии личности: самосознание, темперамент, способности.

Развитие внимания. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определённом объекте. Традиционно виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания: непроизвольное, произвольное и после произвольное. Непроизвольное внимание вызывается деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека и не связано с участием воли. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определённого времени сосредоточивать на чём – то сознание. Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребёнка сохраняется непосредственный интерес к объектам. Дошкольников привлекает всё яркое, броское, эмоционально окрашенное. Обучение в этот период должно быть занимательным, основанным на игре, на действиях с предметами и опираться, главным образом, на непроизвольное внимание. Хорошо помогает использование ярких предметов, картинок, рисунков и таблиц. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель быть внимательным и использование волевых усилий. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребёнка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя. После произвольное внимание – когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает. Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на объекте или виде деятельности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Развитие памяти. Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всём его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память включается во все виды деятельности. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя перцепцию, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание находящейся вокруг действительности. Память составляет совокупность процессов запоминания информации, сбережения или забывания её, а также последующего восстановления. Виды памяти выделяют: по оглавлению запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная; по приему запоминания – логическая и механическая; по длительности сохранения материала – долгосрочная и кратковременная. Память вступает во связи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный природа, то есть опора на мыслительные операции придаёт ей осмысленный тип. Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неидентично. От интереса ребёнка к выполняемой им деятельности и мотивации этой работы зависит развитие у него процессов памяти.  В школьные годы совершенствуется развитие памяти. Сравнительное научное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста показало: с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логично единицы информации. Однако,если  детей младшего школьного возраста с первых лет обучения намеренно учить приёмам повышающим продуктивность логической памяти, это внушительно облегчит усвоение учебного материала. В подростковом возрасте происходят весомые процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает прогрессировать логическая память, как следствие, замедляться – механическая. Значительно возрастает количество информации, требующей механического запоминания и жалобы на память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших подростков. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам совершенствования запоминания. Исследования памяти у подростков показали, что в этом возрасте припоминать – значить мыслить. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению закономерных связей.

Развитие речи. Развитие речи — это один из основных этапов общего развития человека. Именно с помощью слов мы можем выражать свои мысли, эмоции и желания. Процесс формирования речи имеет важное значение в развитии ребенка. Помимо способности понимать устную и письменную речь, а также умения говорить и писать самостоятельно, сюда также входят дикция и верная эмоциональная окраска речи, а также интонация и грамотное построение фраз. Первый этап развития речевого аппарата начинается уже в младенческом возрасте, далее речь совершенствуется буквально всю жизнь. В этой статье подробнее расскажем, какая может быть речь у ребенка на разных возрастных этапах и почему стоит уделять ей особое внимание. Речевое развитие — это длительный процесс, на темпы и специфику которого оказывают влияние различные факторы. Среди них выделяют: состояние здоровья и темпы развития. При наличии у ребенка ряда патологий формирование речевых способностей может нарушаться. Например, снижение слуха препятствует пониманию и подражанию речи окружающих. Также на фоне общей задержки развития часто страдает и речевая функция; индивидуальные особенности, наследственность и даже пол ребенка. Иногда девочки начинают ходить и говорить раньше мальчиков. Если наблюдалась задержка формирования речи у родителей, возрастает вероятность, что малыш тоже заговорит позже; окружающая среда и условия жизни. Если родители уделяют мало времени непосредственному общению с малышом, то может возникнуть дефицит эмоциональной близости ребенка со взрослыми. Это также может являться одной из причин более позднего формирования речевых навыков; отсутствие стимуляции речевого развития со стороны взрослых. Учиться говорить сложно, поэтому ребенку нужна помощь, мотивация и поддержка со стороны родителей. Если малыш не стремится этого делать, а взрослые при этом охотно понимают его без слов и не побуждают разговаривать, то формирование речевой функции может замедлиться.

Развитие мышления. Ни одному явлению при изучении психологии прогрессирующего ребёнка не уделялось столь пристального внимания, как мышлению и речи. Это объясняется тем, что шепот и мышление составляют основу интеллекта, а проблема развития волнует учёных, в частности для того, чтобы определить правильный упрощенчество к интеллектуальному воспитанию. Мышление отражает предметы и явления реальности в из существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные эмоционального познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, осваивая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.тМышление нерушимо связанно с речью. Слово помогает назвать признак или свойства объекта.В речи оформляется процесс рассуждения. Мыслительный процесс продвижение начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Через умелую и обоснованно усложняющуюся постановку вопросов перед ребёнком взрослый организует его дух, систематизирует и углубляет знания о мире. В дошкольном возрасте от 2,5 до 6 – 7 лет, отмечается навигация наибольшей активности ребёнка в постановке вопросов перед совершеннолетними (возраст “почемучек”). Здесь уже налицо то обстоятельство, что диалог прекратил быть для ребёнка формой общения и превратился в размышление с участием совершеннолетнего. Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом последующее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребёнку случай с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый эхо, не торопиться давать знания в готовом виде. Главное – обучить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить пришедший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, любопытность ума. Равнодушное отношение к вопросам снижает познавательную активность. Следует внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать детей спрашивать. Необходимо научить ребёнка сравнивать, обобщать, исследовать, организуя наблюдения, экспериментирование, ознакомление с чем либо.   Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного становления. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте в нескольких различных направлениях приводит к: усвоению и активному использованию речи как средства мышления; соединение деталей и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления. Подростки и юноши уже имеют все шансы мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они  свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, приземленно не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать единые выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к приватным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции. Важнейшее высокоинтеллектуальное приобретение подросткового возраста  - это умение оперировать гипотезами. К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими. Это значит сформированность у них теоретического или словесно - логического мышления.

Восприятие – психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, и обонятельное восприятие. Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени.  Их качество зависит от усвоения ребёнком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета  - спектральная гамма, при восприятии размеров – физические величины. Усвоение перцептивных действий ведёт за собой развитие других способностей: совершенствование общих познавательных способностей, а также такие, формирование и усвоение которых помогает развитию детских художественно – творческих способностей.

В развитии личности:

Развитие самосознания. Под самосознанием воспринимается относительно устойчивая система представлений о самом себе. Представление о себя включает когнитивный, эмоциональный, волевой компоненты.  Когнитивный представлен процессами самопознания, в итоге которых рождается знание о себе – образ своих свойств, внешних особенностей, способностей, возможностей, умений, навыков, общественной значимости.  Эмоционально – ценностное отношение к себе составляют чувственные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнаёт, знает. Самосознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себе, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Результаты самосознания и самоотношения влекут за внешне организацию личностью своего поведения – процесс саморегулирования. Основным моментом, влияющим на становление активности, развитие самосознания и уверенности в себя, в дошкольном возрасте выступает общение с взрослыми. Именно взрослый пациент стимулирует зарождение и становление у ребёнка оценочной деятельности, как скоро: выражает своё отношение к окружающему и оценочный подход;организует движение малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, демонстрируя способы её решения  и оценивая исполнение; представляет образцы работы и тем самым даёт ребёнку критерии правильности её выполнения; организует общую со сверстниками деятельность, которая помогает ребёнку видеть в ровеснике индивид, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в обстановки общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых. Рассмотрим подробно влияние оценочных воздействий взрослого на становление самостоятельности и самомнения ребёнка. Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона растачительности и внимания, похвала его действий, представление возможности проявить инициативу и поддержание равновесия её способствуют формированию активности. Совместные наблюдения показ различных способов использования предметов развивают активность в сфере манипуляций с вещами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более сверхэффективно, чем порицание. Одна из распротранённых ошибочных позиций взрослого в отношении преддошкольника – небрежность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Подобная дефензива взрослого сдерживает формирование важнейшего качества – умение доводить деяние до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьёзность и свободность. Ребёнок ждёт от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки собственных замыслов. Оценка говорит ребёнку не только о правильности его поступков, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно. Отрицательные оценки и негативные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность ребёнка. Следует негативно оценивать не ребёнка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброхотный фон, не сердясь и не раздражаясь. Обязательно объяснить, что и почему не получилось, и если нужно то помочь. В зависимости от того, как регулярно взрослые расценивают детей, и какие оценки преобладают, выделяют несколько стратегий: “Строгие взрослые” пристальное сосредоточенность уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что детям не удаётся достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они улавливают как должное. В этом случае дети систематически получают, хоть и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к низкой самооценке. Отрицательная оценка имущества угнетает инициативу, и самостоятельность, держит ребёнка в постоянном напряжении.  “Восторженные взрослые” поощряют особливо успехи, положительные стороны. Дети становятся малочувствительными к негативной оценке, а потому некритичны к себе.                                                                                                                                                    “Безразличные взрослые” выделяют несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твёрдых целей в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают сосредоточенность на успехи и неудачи, редко выражают своё отношение к ним.                                                                                                                                                    “Справедливые взрослые” в равной степени примечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется и то, что порицается. Они решительны в себе, что создаёт благоприятные условия для развития адекватной самомнения.

Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей полезной. Важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и полезно указать на недостатки. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны находящихся вокруг при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, от того что ребёнок не ощущает ценности первой.

Особенностью детей младшего школьного возраста, что роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается с поступлением в школу, считается безграничное доверие к взрослым, главным образом к учителям, взнуздывание и подражание им. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в этом возрасте, как самооценка. Доверительность и открытость к внешним воздействиям, повиновение и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как фигуры, но требуют от взрослых и учителей большей ответственности, внимательного нравственного контролирования над своими действиями и суждениями.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного навыка учебной, трудовой и игровой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивировки достижения успехов.

Параллельно с мотивацией достижения успехов и под её влиянием в младшем школьном возрасте улучшаются два других личностных качества ребёнка: трудолюбие и самостоятельность.

Благоприятные условия договора для развития у школьников трудолюбия создаёт то обстоятельство, что вначале учебной работы представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать. В становлении этого важного качества большую роль играет разумная, обдуманная система поощрений ребёнка за успехи. Она должна быть ориентирована не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребёнка способностей, а на те, которые трудны и требуют настойчивости на пути к достижению цели, использования усилий.

Очень большое значение в этом случае покупает вера ребёнка в свои успехи. Её постоянно должен и поддерживать наставитель, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребёнка, тем напористее должны быть соответствующее действия со стороны тех, кто занимается воспитанием ребят. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в деятельности, должны выступать те, порождают у подростков положительные эмоции.

У многих детей с поступлением в школу возникают дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроится на свежую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой работы школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. Это делает учение в школе более разумным и необходимым, с другой стороны – раскроет детям полезность умений, повысит интерес к учебным предметам.

В подростковом возрасте случается формирование системы личностных ценностей, которые определяют состав деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей. Главная новая черта, появляющаяся в психологии школьника по сравнению с ребёнком младшего школьного возраста, - это более высоченный уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчётливо выраженная интерес правильно использовать и оценивать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до яруса взрослых. В этом возрасте дети особенно чутки к суждению сверстников и взрослых, перед ними остро встают загвоздки морально – этического характера, складываютя основы нравственности, формируются общественные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты нрава и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возраста, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию-это рефлексия, самовыражение и самоутверждение.

Развитие темперамента.  Под темпераментом понимается совокупность индивидуально – психологических свойств. Темперамент проявляется, прежде всего, в психологической активности и эмоциональности. Общая активность личности сказывается в интенсивности и объёме взаимодействия со средой; моторная – в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; интеллектуальная – в скорости решения задач, осознания проблем, возникновения ориентировочно – исследовательских реакций; речевая – в темпе речи и силе голоса; коммуникативная - в скорости установления контактов, реагирования на действия партнёров; эмоциональность – в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний. Физиологической основой темперамента считают тип нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. В раннем и дошкольном возрасте особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении с взрослыми и сверстниками. В первые семь лет жизни для детей характерна слабость процессов возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения.  Для детей – сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны, на положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные – не менее громким плачем. С удовольствием и энергично берутся за новое дело. Их движения очень выразительны, мимика живая. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. Для них характерна высокая работоспособность, долго могут заниматься интересующим делом. Дети легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, её темп быстрый. У детей – холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения прерывисты, испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, плохо засыпают, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь быстрая, сбивчивая. Дети – флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для таких детей характерна высокая работоспособность, умение делать всё тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность выполняют медленно, навыки и привычки формируются крайне долго, но очень устойчивы. Они предпочитают играть в одиночку и в спокойные игры: режиссёрские, настольно – печатные. Дети – флегматики легко дисциплинируются, болезненно переживают нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. Дети с трудом сходятся с другими детьми; легко засыпают, много спят; характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Дети – меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью, способностью сопереживания другому, чуткостью в восприятии произведений искусства. Движения и мимика обычно вялые. Нервная система быстро истощается. Ребёнок – меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками не стремится, предпочитает одиночные игры, речь очень тихая, невыразительная.

  Учёт свойств темперамента в воспитательно – образовательной работе.

     Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт, например: у сангвиника – распыленности, разбросанности интересов; у холерика – несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика – безынициативности, лености, вялости, апатии; у меланхолика – застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости. Педагог может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт. У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, требовать доводить начатое дело до конца, воспитывать уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением. Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключать перевозбуждение ребёнка, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие. Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость. Педагог, зная об эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребёнка, должен заранее продумать, в какое русло её направить, или, зная о замедленном темпе действий, предоставить ребёнку дополнительное время для завершения деятельности. Главный принцип учёта индивидуально – типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Развитие способностей. Способности – это индивидуально – типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и лёгкость её усвоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, т.е. генетически закреплённые анатомо – физиологические особенности организма. Способности принято делить на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные важны в конкретных видах деятельности – изобразительной, музыкальной, литературной и пр. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-х, 4-х лет. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно – образное мышление, воображение, т.е. в создание образного фундамента интеллекта. Любая специальная способность включает основные составляющие: определённый уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности. Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть ребёнок попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создаётся предметная среда: конструкторы, материалы, карандаши, краска, бумага, ножницы, клей, пластилин и пр.

Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают ещё активно развиваться.  Во всех видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у ребёнка должна быть развита ещё одна способность, от которой более, чем от других, зависят его будущие успехи. Это – работоспособность. Очевидно, достаточно высокий уровень развития общих способностей позволяет достигать высоких результатов в самых разных областях науки и человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Важен интерес к учению вообще и к определённым видам деятельности в частности, и не только интерес, но желание заниматься любимым делом, предметом, трудиться для углублённого проникновения в какую – либо область знания или умения.Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения, труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счёт усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идёт активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Подростковый и ранний юношеский возраст являются достаточно сензитивными для всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

Если немного подытожить, то можно сказать,что в детстве складываются главные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Существует несколько  сензитивных периодов к развитию отдельных групп личных качеств ребёнка. Сензитивным периодом формирования первичных тем человека и черт его характера является дошкольное детство, складываются основные стилевые и частично инструментальные личностные свойства. В период с рождения до трёх лет в развитии ребёнка доминируют семейные ценности. Воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на чувственную сферу, а также на внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно – гигиеническим общепризнанным меркам и правилам. К описанным семейным воздействиям добавляются в дошкольном возрасте те, которые направлены на воспитание у ребёнка любознательности, настойчивости, доброты, а также нравственных качеств: порядочности, человечности и иных. Здесь участие в воспитании начинают принимать не только совершеннолетние, но и сверстники, доступные средства массовой информации. С поступлением в среднее учебное заведение воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счёт того, что с ней  начинает конкурировать школа. Открывается новый мощный  канал воспитательного воздействия на личность ребёнка через сверстников, преподавателей, школьные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами глобальной информации за счёт чтения, резко возрастает поток информации воспитательного намерения, происходит ускоренное развитие способностей. Именно к этому времени обязаны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны средних учебных заведений. Они не сводятся только к работе с учащимися на уроках; это – различные внешкольные события, специализированные учебные учреждения культуры и спорта. Старший школьный возраст – время, наиболее благоприятное для развития нравственных и мировоззренческих установок, системы взоров личности на мир. Подростковый возраст в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости.  Всё большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами её развития. Личностное развитие ребёнка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально – психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерной для высокоразвитой личности. Условиями личностного развития являются: своевременное включение ребёнка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие рядом с ним развитых и разнообразных личностей, психологию которых он может усвоить и поведению которых он в состоянии подражать; наличие эффективных методов воспитания, рассчитанных на то, чтобы передать растущему ребёнку необходимую информацию для его личностного развития.

Заключение.

Учитель обязан знать и учитывать в своей работе все особенности возрастного психофизиологического развития в его периодизации в соответствии с основной, ведущей деятельностью ученика. Основной смысл и значение занятий ребенка в детском возрасте, в том, что они позволяют ребенку преодолеть крутые перевалы в развитии, дают направление его фантазии,  расширяют эмоциональную сферу, и наконец, в том, что позволяют ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть тонкими и сложными орудиями формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира.

Чем раньше ребенок начнет развиваться творчески, «по законам красоты и гармоний», тем полнее он сможет реализовать свои способности, состояться как личность.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.Г.А. Урунтаева. Детская психология. - М.,2008г.

  2.Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия( составили И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – М.,1999г.

  1. Немов Р.С. Психология: М.,-1985г.
  2. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических способностей детей. 1986г.