Проект «Школьный киноклуб» как средство
приобщения детей к чтению

Белая Елена Александровна

Раньше книга была наставником, учителем, источником знаний. Она соединяла поколения людей в семье, создавала обстановку дружеских отношений, воспитывала лучшие человеческие качества, вселяла добро и свет в душу, начиная с младенчества.

На сегодняшний день картина изменилась. Виной тому огромное количество технических средств, которые являются более простым источником получения информации (аудиокниги, усеченные произведения и т.д.) и просто нежелание дружить с книгой.

Перед учителями начальных классов стоит важнейшая задача — формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения в школе  дети должны овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать.
Но, есть ряд причин, препятствующих развитию читательской компетенции, препятствующий  любви  к чтению.

Озвучим некоторые из них.

Причины, вызывающие у детей нелюбовь к чтению.

1.Технические трудности в овладении словом. Плохо сформирован  навык чтения. Что плохо даётся, то и не любится.

2.Общее волевое недоразвитие. Чтобы читать, нужно прикладывать усилия, нужно иметь воображение и затрачивать умственные усилия, чтобы представить себе героев, переживать вместе с ними. Часто это бывает у детей, которые не доиграли в детстве, у кого палочка не превращалась в ложку, им сложно вообразить себя в роли какого-то героя. Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, непросто связанные друг с другом, а взаимовлияющие друг на друга.

3.Часто дети просто не знают, что читать- это интересно. Возможно, в детстве им не читали сказки на ночь, то что задают на уроках- неинтересно. Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и может превратиться в ненавистное занятие, когда его исполнения требуют. Ребёнок даже не знает, что это такое- читать книгу, просто так, для  себя. Его «не заразили» в детстве интересом к книге.

4.Общее снижение интереса к чтению. Нет культа книги, общей заразительности, когда одна потрёпанная книжка переходила из рук в руки. Нет дефицита книг, а что доступно, то неинтересно.

5.Смена приоритетов. Чтение становится непрестижным занятием «для ботанов», куда «круче» пройти уровень в игре или запостить новенькое селфи на страничке. Значимость книг и писателей падает.

6.Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей. Они не понимают значения слов в обычном тексте.

7.Кроме того, наш век- информационный. Учёба- это процесс получения информацию. Проще найти информацию,  нажав пару клавиш  на клавиатуре, чем пролистать пару- тройку книг.

8.Усталость. Ребенок настолько плотно загружен учебой и дополнительными занятиями, что на вдумчивое чтение у него просто не остается сил и времени.

Именно поэтому наша школа работает над этой проблемой. Мною совместно с родительским комитетом создан проект «Школьный киноклуб» как одно из направлений в приобщении детей к чтению.

Задачи проекта:

1 Создать благоприятную обстановку для привития учащимся любви к чтению через повышение престижности чтения, поощрение этого занятия в семье и среди одноклассников.

2 Познакомить учащихся с «золотым фондом» детских художественных фильмов.

3Раскрыть творческие возможности каждого ребёнка и способствовать развитию ситуации успешности.

4Способствовать формированию благоприятного отношения членов семей учащихся к школе.

Мы хотим поделиться работой над проектом по книге В. Катаева «Цветик-семицветик» в рамках школьного киноклуба.

Этапы нашего проекта

I Проблема

Детям было предложено поработать над созданием коллективного диафильма по выше указанной книге.

II Планирование деятельности.

На этом этапе дети читали произведение, работали с текстом. В классе прошла викторина по данному произведению. Победители получили возможность показать свои знания в супер-игре. Затем в «Школьном киноклубе» состоялся просмотр мультфильма на большом экране вместе с родителями.

Ребятам было интересно сопоставить содержание текста книги с экранизацией мультфильма, а также увидеть героев, которых они мысленно представляли при чтении книги.

III Поиск информации

Следующая ступень на данном этапе была наиболее сложной, так как детям предстояло продумать содержание каждого кадра – подобрать титры. А далее родители и ребята должны были художественно оформить выбранный ими кадр диафильма.

IV Продукт

 Из лучших работ (кадров) класса произошло рождение диафильма.

 V Презентация диафильма

На презентацию диафильма были приглашены ученики первых классов, родители, учителя. Наши второклассники с вдохновением и интересом озвучивали свои кадры, гордо представляя свои работы.   

Наш проект сумел, пусть и на короткое время, вернуть многими забытое семейное чтение. Посмотрев этот диафильм, родители высказывали нам слова благодарности за проделанную работу и возвращение их самих к книге.

Мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать проекты, которые будут способствовать приобщению детей к чтению.


Автор(ы): Белая Елена Александровна
Приложения:
6702f600e0f58_презентдиафильиа.xps