Конспект занятия по познавательному развитию с детьми средней группы (4-5 лет)
Путешествие капельки
Ефремова Ольга Александровна,
воспитатель ГБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад №115
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: формирование познавательной активности дошкольников путем экспериментирования с водой.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды;
- уточнить знания о значении воды для всего живого на земле;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, связную речь, умение делать выводы на основании опыта;
-воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности;
Материал: Капелька (муляж), стаканчики с водой, гуашь, камушки, лимон, сахар, соль, аудиозапись
Цель:
Обобщение знаний детей по теме «Вода»
Задачи:
- Закрепить представления детей о свойствах воды. Познакомить с твердым и газообразным состоянием воды. Повторить опыты с водой, проводимые в течение года.
- Продолжать формировать представления о необходимости воды для жизни людей, животных и растений.
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение делать выводы на основании опыта;
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде, интерес к экспериментальной деятельности
Приветствие:
Воспитатель: Ребята, я рада Вас приветствовать. Посмотрите у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними.
Встали мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг!
Ход занятия:
Воспитатель:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось лето где-то.
Осень наступила, часто идут дожди и к нам сегодня в гости заглянула капелька дождя. Здравствуй, милая капелька, мы не боимся дождика, берем зонтики и идем гулять.
- Здравствуйте, ребята, взрослые. А я к вам не с пустыми руками в гости пришла. А своих подружек привела. Посмотрите, как их много. Они все дружно в этом графине сидят и на вас глядят. Что в графине? (Капельки) А когда нас много, люди говорят, что это – вода.
- Скажите, а для чего людям нужна вода? Правда? Вода так много значит для людей!
- А растениям и животным вода тоже нужна? Для чего?
- Как интересно! Если вода так нужна людям, животным и растениям, то, наверное, вы умеете воду беречь? А как вы это делаете?
Давайте поиграем. (физминутка)
Капля – раз, капля – два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.
Здорово поиграли, настоящий дождь получился!
Вы детки любознательные, вон сколько о воде мне рассказали! А сейчас предлагаю с водой поиграть и все что знаете о воде мне рассказать.
Опыт переливания – вода не имеет формы.
Опыт с сахаром и солью – вода не имеет вкуса, вода растворяет сахар и соль. (можно добавить предмет, который не растворяется – не все предметы могут раствориться в воде)
Опыт с лимоном – вода не имеет запаха.
Опыт с чайником – вода может быть холодной и горячей.
Воспитатель приносит капельке и детям сюрприз – лед из термоса, раздает кусочки детям. Что произошло? Лед – это вода.
У нас чайник горячий. Воспитатель подносит зеркальце, собирает пар. Пар – это тоже вода.
Капелька: Вы так много знаете, и воспитатели вам еще много расскажут о воде, а сейчас я вам загадаю загадки, узнаете ли вы меня в них?
Загадки от капельки про воду:
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
Ребята, к нам сегодня в гости пришла волшебная капелька. Но она грустная. Как вы думаете почему? Попробуйте догадаться. (ответы детей)
Воспитатель: Она выглядит грустно, потому что она ничего не знает о себе! Ребята, а мы можем поднять ей настроение? (Ответы детей). Я рада что вы готовы ей помочь.
Воспитатель: Ребята давайте расскажем Капельке о том, что такое вода и для чего нам она нужна. Пойдем с нами Капелька, и ты узнаешь много интересного.
Воспитатель: А для чего нам нужна вода? А кому ещё нужна вода? А деревьям нужна вода? Для чего? ( ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вода нужна всему живому на нашей планете. Она нужна животным и растениям, человеку.
Воспитатель: А сейчас подумаем, а могла бы существовать наша планета без воды? (ответы детей). Конечно нет!
Воспитатель: Для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
Воспитатель: Для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
Воспитатель: А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится в настоящую лабораторию воды. А помогут нам туда попасть волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лаборатории очутились.
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Как настоящие учёные мы сейчас наденем на себя шапочки. Капелька, а ты будь внимательна ничего не пропусти.
послушаем и запомним правила поведения в научной лаборатории:
- шуметь в лаборатории нельзя
- не трогать ничего без разрешения
- соблюдать осторожность
- работать только на своём месте
- без разрешения не пробовать ничего на вкус
- и конечно не забываем делать выводы
Воспитатель: Приглашаю вас за первый стол, здесь мы свами убедимся, что вода это жидкость. У детей стоят по два прозрачных стакана, (пластиковые стаканчики) в одном налита вода.
Воспитатель: Перельем воду из одного стакана в другой. (дети выполняют)
Воспитатель: Что происходит с водой? (ответы детей). Правильно, она переливается. если вода льется, значит, она какая? (ответы детей). Жидкая.
Воспитатель: А сейчас нам нужна полная тишина. Мы обратно перельём нашу воду и послушаем как она звучит. Ребята, а когда и где мы можем ещё услышать ка звучит вода? Предлагаю поиграть, будет звучать звук воды, а вы попробуете догадаться, что это за звук?!
Звучат звуки воды (водопад, капель, ручей), а дети на слух пытаются определить.
Мы с вами определили, что вода-это жидкость. Теперь попробуем определить имеет ли она вкус.
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус? (ответы детей). Правильно, у воды нет вкуса
Воспитатель: А сейчас попробуем на вкус то, что находится в другом стакане?
Скажите, какая на вкус эта жидкость? (ответы детей). Правильно, это сок и он имеет вкус.
Воспитатель: Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса. (восп. вывешивает карточку на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть.
Ф/м: «Как живёшь?»
Воспитатель: Ребята пройдёмте за второй стол.
Аккуратно присаживайтесь и не забывайте правила, которые мы обсудили в начале занятия.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) она не имеет цвета (бесцветная)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Возьмите камень и опустите его в воду. Что произошло? (ответы детей). Правильно, он утонул. Мы помним, что на прошлом занятии мы с вами играя с водой определяли какие предметы тонут, а какие нет. Почему камень утонул? Правильно, потому что он тяжёлый.
Воспитатель: Ребята, а мы видим камень, лежащий в воде? (ответы детей).
Воспитатель: А в моём стакане не вода, а молоко. Я тоже возьму камен и опущу в свой стакан. Посмотрите, вы видите камень? (ответы детей). Правильно, его не видно, так ка молоко имеет цвет. Ребята, мы можем сейчас с вами сделать вывод? Какой? (ответы детей). Разумеется, вода прозрачная!
Ребята, прошу вас подойти к доске, ой и капельку возьмём с собой. Ещё раз вспомним, что мы узнали в нашей лаборатории? (дети самостоятельно делают выводы на основании проделанных опытов). Смотрите, наша капелька стала весёлой. Это все благодаря вам. Капельке пора уходить. Давайте попрощаемся с ней.
Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня приходил? Вам понравилось в нашей лаборатории? Какой опыт вам больше всего понравился?
Я хочу сказать вам тоже огромное спасибо за вашу работу и хорошее настроение!
Автор(ы): Ефремова Ольга Александровна
Приложения: