Нравственное воспитание студентов СПО и его значение
в формировании личности обучающегося

Стручкова Татьяна Константиновна

Нравственное воспитание строится на создании опыта понимания, принятия, общения, взаимопонимания, совместного действия с другими людьми. Другими, иными, непохожими на меня, на нас, с людьми другого пола, культуры, возраста, религии, социального слоя. В современной терминологии это называют «поликультурное воспитание».

Эффективному развитию устойчивых интересов к истории своей страны,
других стран и народов, приобщению к мировой культуре, формированию у
обучающихся системы знаний об общечеловеческих гуманистических
ценностях и, как результат этого, - гуманистической направленности личности, служит неразрывная связь уроков истории и обществознания с внеурочной работой.

Внеурочная деятельность. Эта воспитательная работа ведется в целом и в рамках методического объединения учителей истории и обществознания. Воспитание у учащихся высоких нравственных качеств человека и гражданина несет большой положительный заряд. Учащихся по-прежнему волнуют героические страницы истории своей страны и города, с чувством благодарности и уважения они относятся к старшим поколениям. Все эти категории значимы вдвойне, если рядом есть люди, которые передают свой богатый жизненный опыт, рассказывая об исторических событиях нашей страны, героическом прошлом нашего народа, испытаниях Великой Отечественной войны, участниками которых были сами. Тем интереснее рассказ педагога или сотрудника школы, пережившего блокаду Ленинграда. Традиционные встречи с ветеранами на уроках истории, классных часах, на общешкольных праздниках и конференциях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, полному снятию блокады Ленинграда; поздравления и концерты для ветеранов; выступления председателя Совета ветеранов полка перед педагогическим коллективом и учащимися на общешкольных мероприятиях.

Выступление с докладами и презентациями на ежегодной экскурсии в музей техникума, посвященной блокаде Ленинграда в Великой Отечественной войне, также расширяет их знания о военных событиях, укрепляет связь между поколениями, воспитывает уважение к старшим, поднимает интерес к исследовательской работе.

Правила для преподавателя (гуманистическая парадигма):

  • Демонстрировать доверие воспитанникам.
  • Помогать осознавать им себя, свои интересы, склонности, способности,
    потребности.
  • Исходить из того, что у обучающегося есть мотивация к обучению.
  • Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.
  • Обладать способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние,
    личность ученика и принимать его таким как он есть.
  • Быть активным участником группового взаимодействия в учебной и
    внеучебной работе и общении.
  • Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную
    окраску преподаванию.
  • Владеть стилем неформального, теплого общения с учениками.
  • Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
     

Заключение.

Федеральный Закон «Об образовании» и Федеральный государственный стандарт общего образования ставит перед педагогами задачу 

формирования следующих качеств выпускников XXI столетия:

  • патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины;
  • уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений,
    осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
  • креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
  • уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного  результата;
  • осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельныерешения и нести за них ответственность.

   Данные компетенции формируются, в первую очередь, через привитие
гуманистического мировоззрения, которое лежит в основе формирования
гражданских, духовно-нравственных, патриотических и этико-правовых
свойств личности участников образовательного и воспитательного процесса системе профессионального образования. В современных условиях данный подход к воспитанию молодёжи наиболее актуален. Особое значение имеет трактовка исторических событий в свете непростых задач, стоящих перед нашим государством.


Автор(ы): Стручкова Татьяна Константиновна
Приложения: