Формы наставничества в образовательном учреждении
Изотова Ольга Анатольевна
Аннотация: В данной статье рассматривается наставничество, как профессиональная помощь молодым специалистам. Выделяются и описываются основные виды наставничества, перечисляются задачи и этапы организации работы наставника с молодым специалистом. Особый интерес вызывает выбор формы работы наставника. Так же в статье указаны направления деятельности наставника, его функции и описаны критерии определения завершения процесса адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.
Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, начинающий педагог, адаптация.
Проблема профессионального становления личности приобретает всё большую значимость. Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые специалисты, а так же преподаватели без педагогического опыта, испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы). Поэтому работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых педагогов через оказание систематической адресной помощи с учётом их потребностей и индивидуальных качеств. Руководство профессиональным становлением в первые годы работы (0-3) представляет собой непрерывный процесс взаимодействия, продуманный, психологически обусловленный. К реализации проекта подключаются как существующие службы и структуры (методический совет, предметные кафедры, психологическая служба), так и специально созданные (Школа молодого педагога, наставники (педагоги–предметники, консультанты)). Для каждой службы и структуры разработаны Регламенты деятельности по осуществлению вхождения в должность начинающего педагога.
Основные виды наставничества:
Ø Наставник – консультант – активный, опытный педагог, профессионально успешный (победитель различных конкурсов профессионального мастерства), человек, занимающийся общественной работой. Он проводит систематическую работу с группой молодых специалистов и начинающих педагогов, осуществляет тесное сотрудничество со Школой молодого педагога образовательного учреждения и является членом методического объединения наставников. Консультант не учит, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.
Ø Наставник – предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой специалист, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку. Являясь педагогом-наставником, необходимо понимать, что основная цель работы наставника с молодым педагогом - это сопровождение процесса его адаптации, развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью.
Основные задачи наставничества :
- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;
- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого педагога;
- ориентировать начинающего преподавателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
- привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление педагога в образовательном учреждении;
- ускорить процесс профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Организация работы наставника с молодым педагогом осуществляется в несколько этапов:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, проводит диагностику профессиональных затруднений, выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого специалиста, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Основные принципы формирования системы наставничества:
- добровольность и целеустремлённость работы наставника;
- морально-психологический контакт наставника и подшефного;
- личный положительный пример наставника;
- доброжелательность и взаимное уважение;
- уважительное отношение к мнению молодого специалиста;
- направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста.
Выбор формы работы наставником начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя, или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация наставник должен быть терпеливым и целеустремленным. Сопровождая адаптацию молодого педагога, он применяет наиболее эффективные формы наставничества: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Для осуществления системности в работе с начинающим педагогом используются следующие направления деятельности:
- глубокое изучение и освоение молодым специалистом учебной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;
- овладение молодым педагогом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; овладение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста.
В процессе осуществления руководства молодым специалистом, необходимо выполнять следующие функции:
- определять методику обучения молодого специалиста, вместе с ним разрабатывать план его профессионального становления;
- проверять усилия подшефного, давать нужные советы и рекомендовать необходимую литературу;
- привлекать молодого специалиста к разработке планов-занятий и различного рода учебно-методической документации;
- учить составлять календарно-тематических планов и других учебно-методических документов по предмету;
- знакомить с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения студентов, с правилами безопасности в кабинете, мастерской;
- посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводить их анализ;
- выносить на обсуждение на заседаниях ЦМК и «Школы молодого педагога» педагогическую деятельность молодого специалиста и план мероприятий по её дальнейшему совершенствованию.
Итоги работы с молодым специалистом фиксируются ежегодно в отчёте: молодой специалист отмечает выполненные им виды работы; наставник даёт краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессиональных компетентностей молодого специалиста.
На основе отчёта проходит обсуждение с молодым специалистом об особенностях его профессиональной деятельности, и даются рекомендации по её дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
• педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности;
• проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
• показатели качества стабильные.
При завершении периода становления составляется заключение, в котором определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Лапина О. А., Магальник Л. А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьные технологии. М., 2001, № 6.
2. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. М., 1998.
3. Макарова Т. Н., Макаров В. А. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя // Завуч. Управление современной школой. М., 2007, № 6, с. 54–73.
4. Маслова Л. Помощь молодому учителю в профессиональном становлении // Методическая работа в школе. М.,2009, № 1.
Автор(ы): Изотова Ольга Анатольевна
Приложения: