Су-Джок терапия
Кожина Екатерина Владимировна
Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.
В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты.
Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Из всех частей тела человека кисть наиболее похожа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вреда — оно просто неэффективно.
Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- Развитие звукового и слогового анализа слов;
- Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие психических процессов;
- Развитие цветовосприятия;
- Развитие пространственно-временных представлений;
- Закрепление счетных операций.
В коррекционно-логопедической работе, Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка с взрослым, с другими детьми.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Катаем между ладошек, говорим: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех. По тыльной стороне ладони: Ёжик ежится у елки, укололся об иголки. Я колючий серый ёж, и на шарик я похож.
По щеке катаем круговыми движениями: Можжевельник всем хорош, Зря его боится ёж. Можжевельник он полезный, Лечит он от всех болезней.
По второй щеке: И у пихты, и у елки очень колкие иголки, Но еще сильней, чем ельник, всех уколет можжевельник.
По лбу катаем (от середины лба влево и вправо), говорим: Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
- эта птичка соловей,
- эта птичка воробей,
- эта птичка совушка, сонная головушка,
- эта птичка свиристель,
- эта птичка коростель,
- это зяблик, - это стриж,
- это развеселый чиж,
- это птичка скворушка, серенькое перышко,
- ну а это злой орлан.
Птички, птички, по домам! (сжимаем все пальчики в кулачок).
3. Рассказывание сказок с использованием шарика
СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).
Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).
Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).
- Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно),
- вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони),
- опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу),
- заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу),
- снова вернулся на полянку (между ладонями),
- посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику),
- вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).
- Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони),
- увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
- Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец),
- заметил цветочек и понюхал его (на указательный),
- нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний),
- приметил ягодку и сорвал её (на безымянный),
- нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Упражнения с колючим мячом:
1.Слова проговариваются, движения в соответствии с текстом:
***
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Раз-два-три-четыре-пять
Будем пальчики считать.
Раз-два-три-четыре-пять
Будем мячик мы сжимать.
Раз-два-три-четыре-пять
Станем мы его катать
По столу, в ладошках –
Он такой хороший!
Это мячик необычный,
Он слегка колючий.
Массаж нам сделает отлично –
С каждым разом лучше.
Мы в руках его катаем
Прямо и по кругу.
Каждый пальчик проминаем
Нашим новым другом.
Его сожмем в ладони мы
Передадим в другую –
Уже теплее кошки
Сейчас наши ладошки.
Потом согреем пальчики
Мы колючим мячиком.
Пусть станцует танец
На мяче наш каждый палец
«Еж» | |
Наш волшебный мудрый ёжик Не нашёл в лесу дорожек. | (Прокатываем по левой руке) (прокатываем по правой руке)
|
Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. | (Катаем между ладоней вертикально)
|
Если будем с ним играть Ручки будем развивать. | (Катаем между ладоней горизонтально)
|
Ловкими станут пальчики,
| (Катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху) |
Ежик нам ладошки колет, Руки нам готовит к школе. | (Катаем между ладоней по кругу, левая рука вверху) |
Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь! | (Убирают ёжика на край стола) |
Ёж ушёл к себе домой
| (Пальчики "шагают" по столу, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время колючий шарик или ёжик «исчезает» и появляются что-то другое) |
«Зайки» | |
На поляне, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. |
(катать шарик между ладонями) (прыгать по ладошке шаром) (катать вперед – назад)
(прыгать по ладошке шаром) (положить шарик на ладошку) (вести по ладошке)
(гладить шаром каждый палец) |
«Мяч» | |
Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. |
(Дети катают Су Джок между ладонями) (Дети гладят ладошку Су- Джоком)
Дети сжимают Су -Джок в кулак)
( Су-Джоком прижимают каждый пальчик) |
«Лошадки» | |
Вот помощники мои. Их, как хочешь поверни. По дорожке белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок, чок, чок, Чок, чок, чок – Скачет резвый табунок.
|
(показать пальцы)
(шариком провести по руке, до локтя)
(повторить с другой рукой) |
Описание: упражнение выполняется шариком сначала на правой руке, затем на левой
| |
Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – Ручки к школе нам готовит. Мячик-ежик мы возьмем, Покатаем и потрем. Вверх подбросим и поймаем, И иголки посчитаем. Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем И немножко покатаем… Потом ручку поменяем |
( Дети катают Су Джок между ладонями)
(Прокатываем между ладошек) (Подбрасываем мячик) (Пальчиками мнем иголки мячика) ( Кладем мячик на стол) ( Ручкой прижимаем мячик) ( Катаем мячик) (Меняем руки) |
«Волшебный шарик» | |
Этот шарик непростой, Он колючий, вот какой. | (Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой) |
Будем с шариком играть, Своим ручкам помогать. | (Катаем шарик горизонтально между ладонями) |
Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. | (Катаем шарик горизонтально) |
Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. | (Катаем шарик вертикально) |
Катаем, катаем, катаем Сильней на шарик нажимаем. | (Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания) |
Как колобок мы покатаем, Сильней на шарик нажимаем. | (Катаем шарик в центре ладошки по кругу) |
В ручку правую возьмём, Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. | (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) |
В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. | (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
|
Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, Есть у нас на них горошки? | (Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика) |
Мы похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём,
| (Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки или прищепки итд, главное, чтобы в конце занятия появился сюрприз: конфета, наклейка,…- всё зависит от фантазии и возможностей взрослых) |
2. Мяч прокатывается по дорожкам, нарисованным на листе бумаги.
Мы ехали, мы ехали, к речке подъехали,
Мосток переехали, дальше поехали.
Ехали, ехали, к горке подъехали,
Въехали, съехали, дальше поехали.
Ехали, ехали, к яме подъехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали, ехали и домой приехали
(Автоматизация звука ль, использование приставочных глаголов)
3. Прокатывание мяча по спиралевидной дорожке.
а) Дымок вьется над трубою,
Значит топят печку,
Значит будут пироги
И для нас с тобою.
б) Жу-жу-жу, жу-жу-жу –
Над цветами я кружу.
в) Не ползет и не бежит,
Над цветком она кружит,
За витком идет виток
Вот и села на цветок
4. Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.
Мяч можно передавать друг другу или из руки в руку, в зависимости от количества играющих.
Слова могут содержать определенный звук: нос-слон-носок-коса-аист… (Развитие фонематического слуха, автоматизация звука с, активизация словаря).
5.Игры с мячом, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве.
Раз-два-три, в правый верхний угол мяч кати!
Раз-два-три, в правый нижний угол мяч кати!
Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!
Раз-два-три, в левый верхний угол мяч кати!
Раз-два-три, по правой руке мяч кати!
Раз-два-три, по левой руке мяч кати!
Раз-два-три, по правой ноге мяч кати!
Раз-два-три, по левой ноге мяч кати!
Раз-два-три, по правой щеке мяч кати!
Раз-два-три, по левой щеке мяч кати!
Раз-два-три, правой рукой мячик кати!
Раз-два-три, левой рукой мячик кати!
6. Массаж пальцев пружинным кольцом.
(Кольцо надевают на каждый палец по очереди)
Звуки разные поем мы с колечком вдвоем.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например: Ш.
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Описание: упражнение выполняется с использованием колечка-пружинки | |
Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
|
( Разгибать пальцы по одному)
(Массажные движения большого пальца) (Массажные движения указательного пальца) (Массажные движения среднего пальца)
(Массажные движения безымянного пальца)
(Массажные движения мизинца)
|
Описание: упражнение выполняется колечком -пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки
| |
Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре пять! |
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – соловушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. (Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца на каждую строчку) |
Описание: упражнение выполняется колечком -пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки | |
Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! | (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями) |
Вот нашли большой мы пальчик Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Указательный поймаем И пружинку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Где ты, наш середнячок, Ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Вот наш пальчик маленький Самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке) | |
Мы пружиночки снимаем Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5! А сейчас мы проверяем На двух ручках посчитаем! 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. | (Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем) |
Пальчики свои встряхни И немного отдохни! | (Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время пружинки «исчезают» и появляются что-то другое) |
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Литература:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
3. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
Автор(ы): Кожина Екатерина Владимировна
Приложения: