Конспект занятия по математике в старшей группе

На помощь Карандашу

Заболотских Анна Андреевна

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Углубить понимание прямого и обратного счета;

- Расширить знания о геометрических фигурах;

- Продолжить развивать навыки вычисления значений выражений;

- Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательности и стремления к познанию;

- Продолжить формировать умение быстро и четко отвечать на заданные вопросы;

- Воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление радовать взрослых своими успехами и развивать интерес к математике.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; мягкие пазлы с цифрами, числовые карточки от 1 до 10 (1комплект); счетные палочки на каждого ребенка

 

I.                Организационный момент

Приветствие

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются вокруг коврика)

 

Воспитатель достает конверт.

Воспитатель: ребята, к нам пришло письмо.

- Вам интересно от кого это письмо?

- Да.

- Сейчас я его открою и прочту.

Читает письмо

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам веселый карандаш из страны Математики. Я долго следил за вами и с интересом наблюдал, как вы играете на уроках математики. В моей стране возникла неразбериха, и я хотел бы пригласить вас к себе, чтобы вы помогли мне навести порядок.

Воспитатель: поможем, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: а попасть в страну математики, нам поможет цветик- семицветик.

Произнесём волшебные слова:

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели…»

- Вели, чтобы мы попали в страну математики.

 

II.              Основная часть.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

- Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры»

Дети берут цифры и выстраивают их по порядку, затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).

По окончании игры складывают цифры.

Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? - Да.

Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим и найдем на столе треугольники. Геометрические фигуры разного цвета, на каждого ребенка)

2. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат).

Ребята, давайте посмотрим и найдем квадрат.

3. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим и найдем круг.

4. Эти фигуры по городу мчат,

В садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

- да, ищем у себя прямоугольник.

5. Он похожий на яйцо

Или на мое лицо.

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг (овал)

Ребята, давайте найдем овал.

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите и вставайте вокруг коврика

Физминутка

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

3. Воспитатель читает третье задание

Ребята, дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

- Семь.

Дидактическая игра «Назови день недели»

Воспитатель кидает мяч, ребёнок отвечает на вопрос и кидает мяч обратно.

Вопросы:

1. Какой день недели у нас первый по счету?

2. Какой день недели следует за понедельником?

3. Как называется день недели, который будет завтра?

4. Какой день недели стоит по счёту четвёртый?

5. Какой день недели находится между четвергом и субботой?

6. Какой день недели по счёту шестой?

7. Какой день недели является седьмым, последним?

Воспитатель: А теперь следующее задание.

У веселого карандаша был волшебный лес, где обитало много птиц и зверей, но все перепуталось, давайте поможем навести порядок (игра ориентировка «На плоскости»)

Перед детьми лежат коврики и карточки с птицами, животными.

Воспитатель: расположите птицу в верхнем, правом углу, затем расположите дерево посередине, белку в левом, нижнем углу, ежика в нижнем правом углу и зайчика в левом верхнем углу.

- Справились ребята?

- Да

- Вот и навели порядок в лесу у карандаша, сложите карточки.

Воспитатель: а сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше)»

- подходите ко мне.

- у меня есть кубик, сейчас мы его будем передавать друг другу, после выполнения задания каждым.

Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»

Воспитатель показывает карточку с цифрой. А ребенок называет число на один больше (меньше) и передаёт кубик следующему.

И последнее задание:

 Дидактическая игра «Веселые задачки» (садятся за столы)

Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки).

1. Ежик поставил в вазочку 3 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?

2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил другу. Сколько морковок осталось?

3. Около моста растут 4 рябины и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?

4. У белочки было 5 шишек, 3 шишки она отдала Ёжику. Сколько шишек осталось у белочки?

Воспитатель: вы все большие молодцы и справились со всеми заданиями, мы свами помогли веселому карандашу навести порядок.

 

Рефлексия

Ребята, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше? Где было сложно? Какое задание было легким?

До свидания!

 


Автор(ы): Заболотских Анна Андреевна
Приложения: