Друдлы как способ развития воображения и творческих
способностей у детей дошкольного возраста

Сучкова Елена Юрьевна

Учитесь у детей иногда быть детьми.
Дети как никто видят самые оригинальные
картины в окружающем нас мире.

«Друдл» - это задача, незаконченная картинка в которой требуется домыслить, додумать, расшифровать что изображено на рисунке или дорисовать.

«Друдлы» рисуют черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге (отказ от декоративности и достижение результата наименьшим количеством выразительных средств). Картинка друдлов является чем-то вроде каракулей, и похожа на то, что обычно студент или школьник рисует машинально на бумаге во время лекций или урока.

Подходящий возраст для работы с друдлами - это дети от 5 лет и взрослые.

Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позже профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя.

По сути друдл - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы.  

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

С помощью друдлов у детей происходит:

— развитие образного мышления,  

— развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

 

Этапы работы с техникой «Друдлы»:

Знакомство детей с данной техникой  начинается  с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где дорисовываются недостающие детали.

Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок.

После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре, какой – либо предмет, можно приступать к карточкам – друдлам.

Затем можно с детьми придумывать рассказы по уже известным (отгаданным) друдлам.

И последний этап работы – это рисование самими детьми друдлов на заданную тему.

Друдлы - это такая игра, которая не только развивает, но и объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и  радоваться.

 

Для чего рисуют друдлы?

•         Великолепно развивают

  наглядно-образное мышление;

•         учат мыслить нестандартно;

•         развивают ассоциативное мышление;

•         развивают воображение

•         тренируют логическое мышление;

•         развивают пространственное воображение;

•         развивают чувство юмора.

•      Как можно заниматься? Распечатать и дорисовать.

•      Разрезать на карточки и с друзьями вытягивать случайным образом, потом дорисовывать.

•      Самим перерисовать картинку

•      Пользоваться, глядя

 на экран монитора.

•      Самим придумать друдлы

•      Поиграть в игру с друзьями: кто больше придумает образов на один друдл на время.

 

Ожидаемые результаты работы с детьми по развитию творческих способностей  посредством технологии «Друдлы»

Применение инновационной технологии «Друдлы» в работе с детьми старшего дошкольного возраста   будет способствовать   развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивать воображение, креативное мышление; творческие способности воспитанников и будет учить мыслить не стандартно, а именно:

·                     будет создана система работы по развитию творческих способностей посредством технологии «Друдлы»;

·                     повысится профессиональный уровень педагогов ДОУ;

·                     повысятся знания родителей по использованию инновационных методов работы по развитию творческих способностей.  

·                     будет обобщен опыт работы по данному направлению;

·                     дети смогут мыслить нестандартно, без проблем смогут вспомнить или придумать и зарисовать тот или иной сюжет;  

·                     у детей сформируется способность к речевому описанию любого сюжета картины.

·                     качественно и количественно обогатится словарный запас детей;

  • воображение расширит границы познания и растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворится с помощью воображения. Оно как бы снимет дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение объединится с мышлением, и поможет ребенку при решении познавательных задач.
  • Воображение разовьет умение создавать замысел и планировать его достижение. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно (сознательно регулируя поведение) создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
  • Воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества.

·         Развитие гибкости мышления, воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста. «Учиться видеть необычное в обычном».

·         Задачи:

·         - развитие образного мышления,

·         - развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

·         - развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».

·         - воспитание у детей творческой инициативы.

Где можно использовать друдлы в детском саду?

- в организованной образовательной деятельности.

- в совместной деятельности педагога с детьми.

- в самостоятельной деятельности.

- КОП (краткосрочная образовательная практика)

Основной планируемый результат:

- Развитие у детей гибкости мышления, умения подойти к ситуации с разных сторон, развитие связной речи.

- Качественное и количественное обогащение словарного запаса детей.

- Формирование способности к речевому описанию сюжета.

- Активизация фантазии, воображения.

Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?

1.     Дети высказывают свое мнение (взрослый записывает ответ каждого ребенка под друдлом, напротив каждого ответа пишет имя ребенка)

2.     Друдл находится в группе - на стене двери, доске на уровне глаз детей – это позволяет самостоятельно, без участия педагога взаимодействовать со средой), дописываем новые «версии» детей.

3.     Предложить рабочий друдл в родительскую группу в социальных сетях для обсуждения с детьми в домашних условиях.

4.     В завершении работы с друдлами, дети делятся – какое высказывание было самым необычным (веселым, интересным, смешным).

Этапы работы с друдлами:

1.     Знакомство детей с технологией: игра «На что похожа куракуля, рисунок?», где участники перечисляют варианты, педагог фиксирует ответы.

2.     Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок.

3.     Создание рассказа по получившимся картинкам (дорисованным) друдлам.

4.     Игра «Создай свой друдл», что подразумевает рисование, создание детьми своих друдлов.

Вместе с тем, технология «Друдлы» позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А еще, друдл – это веселое занятие, головоломка для ребенка.

 

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Сучкова Елена Юрьевна
Приложения: