Играем пальчиками - развиваем речь
Семёнова Инна Владимировна,
воспитатель ГБДОУ № 36, Санкт-Петербург
Почему так важно развитие мелкой моторики руки ребёнка? При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работе по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.
Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать уже с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами его мамой и папой.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно. Необходимо увлечь ребенка используя туже игру.
На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.
Развитие ребёнка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от его успешности зависит развитие малыша, его способности, появление тех или иных интересов, и в целом формирование личности ребёнка.
Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики?
Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь.
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что когда ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.
Принципы подбора игр на развитие мелкой моторики.
1. В игре обязательно должны сочетаться движения на напряжение и расслабление.
2. Должна быть задействована вся кисть руки.
3. Уровень сложности упражнения и игр должен соответствовать возрасту.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Пальчиковые игры для детей
1. Фольклорные пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками», «Солим капусту», «Два медведя».
2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шероховатый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками определяет их на ощупь, что это), «Горячее – холодное», «Мокрое – сухое».
3. Различные игры с водой.
4. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребёнок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает её на шнурок, в картинке для этого сделано отверстие).
5. Игры – шнуровки: «Ботинок», «Яблоко и червячок», «Пуговица», «Домик» и др.
6. Мозаики (крупные и мелкие).
7. Пазлы (твёрдые и мягкие):
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кораблик», «Паровозик», «Петушок», «Бабочка», «Сестра и брат», «Зайчик и собачка», «Одень девочку», «Одень мальчика», «Собачка», «Медвежонок», «Зайчик», «Клоун».
8. Игры с пластилином.
9. Игры на базе конструктора «Лего», (или другого). Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формирований о цвете, форме и ориентировке в пространстве.
10. Рисование через стекло:
- обводка плоских фигур (дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственная ладонь);
- обводка трафаретов на разные лексические темы («Животные», «Овощи», «Фрукты» и др.
11. Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.
12. Домашние дела, способствующие развитию мелкой моторики:
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- перебирание круп и бобовых;
- массаж ладошек грецкими орехами и карандашам;
- водные процедуры, переливания воды (можно предложить помыть пластмассовую посуду или постирать бельё, объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание, развешивание).
Правила проведения игр на развитие мелкой моторики.
1. Игровые занятия должны постепенно усложняться.
2. Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
3. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всём должна быть мера!).
4. Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребёнок неважно себя чувствует.
5. Не допускайте переутомления ребёнка в игре.
При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать игры можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить. Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…
Список используемой литературы:
1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
2. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
5. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Автор(ы): Семенова Инна Владимировна
Приложения: