Применение технологий «сказкотерапия»
в логопедической работе
Белинская Татьяна Анатольевна
Во все времена дети любили слушать сказки. Сказка - самый уютный и понятный мир для любого возраста. Слушая сказочные истории, маленький человек радуется, грустит, вместе с героями, с интересом следит за сю-жетом, эмоционально реагирует на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей.
Тексты сказок вызывают эмоциональный отклик у детей и взрослых. Образы сказок воздействуют на созна-ние и подсознание человека, усиливая эмоциональное воздействие. Сказки позволяют испытать первые сильные эмоции, испытать храбрость, стойкость. Через сказку, ребенок получает знания об окружающем маре, ° взаимоотношениях людей, о добре и зле.
Особенно важно это для создания эффективной ситуации общения во время коррекционной работы.
Отождествляя себя со сказочными героями, дети с удовольствием выполняют задания, исполняют роля, заучивают диалоги. Что особенно важно в период автоматизации звуков, когда приходиться многократно повторять речевые задания.
Возможности сказок позволяют предлагать задания детям разных возрастов и речевых возможностей.
Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающим трудности в речевом разви-тии. Они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенство-вание дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения.
В моей практике волшебные истории используются достаточно широко: например, при проведений артику-ляционной гимнастики, дети с удовольствием слушают и выполняют упражнения вместе с Веселым Язычком и лягушонком Квакушей («Приключения Язычка», «Язычок в зоопарке», «Лягушонок Квакуша», «Невоспитан-ный мышонок», «Находчивый медвежонок» и др.).
Одним из важных условий успешности коррекционной работы является принцип повторения: автоматиза-ция навыка требует многократных подходов, но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. И тут на помощь приходят сказки. Эти истории могут придумывать взрослые, а можно предложить ребенку пофантазировать вместе. И тогда обычное занятие станет волшебным, заиграет новыми красками, эмоциями, и ребенок быстрее и легче освоит необходимые знания и умения.
Мною были подобраны комплекты текстов, наполненных определенным звуком: «Логопедические сказки-помощницы», «Сказки-связки», «Фонетические рассказы». Эти материалы небольшие по объему, простые по содержанию, доступные по звукопроизношению. Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Слушая истории, беседуя по содержанию, дети легко выполняют все задания, потому что не испытывают затруднений в понимании их содержания, пересказе. Часто совместные и авторские истории обы-рываются: сопровождается пальчиковым театром, бумажными куклами-персонажами, игрушками.
Сказка помогает обогатить и активизировать словарь, создает условия для общения друг с другом. Особенно это востребовано в коррекционной работе с детьми с общим нарушением речи. Например, работая над лексиче-ской темой «Овощи», мы обязательно вспомним народные сказки: «Репка», «Мужик и медведь». Используя сказочные сюжеты, мы закрепляем пространственные предлоги («перед», «между», «за», «впереди», «позади» и т. Д.), образуем притяжательные прилагательные, поиграв в игры: «Чей хвост-лапа-ухо?», «Что из чего пригото-вим?», «Вершки-корешки», «Угадай и назови овощи-фрукты («Мерсибо», игра «Половинки»). «Теремок», «Рукавичка»,«Козочка» - на материале данных сказок хорошо поиграть и закрепить названия животных и их дете-ньшей, «Один-много», «Лакомое блюдо», «Чей, чья, чье?», «VI-лишний» и др.
Авторские логопелические сказки-помошницы «Кривое зеркало». «Мальчик Ваня и мудрый учитель».
«Принцесса Цифирь» отлично помогают з работе над лексико-грамматическими категориями.
Таким образом, включение разного вида сказок в коррекционную деятельность способствует не только нор-малазации поведения и огношений с окружающей ородой, стимулирует пезнавательную дежельноть, но а
повышает эффективность работы логопеда.
Автор(ы): Белинская Татьяна Анатольевна
Приложения: