Технология создания интеллект-карт
Цвентарная Елена Игоревна
Ученые подсчитали, что каждые десять лет объем информации, которая существует в мире, удваивается. Современный человек, а тем более школьник, испытывает колоссальные сложности с поиском и запоминанием необходимых знаний. Для лучшего понимания и запоминания информацию нужно не только найти, но и структурировать, сделать ее компактной и визуально простой, оформив в схему или таблицу.
В 1974 году британский писатель и психолог Тони Бьюзен впервые показал новый метод работы с информацией и назвал его интеллект-карта. Суть технологии заключается в том, что учащийся представляет информацию графически, изобразив ее на листе бумаги. Это могут быть схемы, рисунки, ключевые слова, ассоциации, планы и т.д. Причем каждый ученик или группа учеников (в зависимости от поставленной задачи) создает свою собственную, удобную ему (им) интеллект карту. Благодаря интеллект картам информация быстро запоминается, внимание учеников концентрируется без принуждения, мышление становиться более гибким. Более того, мыслительная деятельность ребенка становится наблюдаемой, т.е. можно проследить логику человека при составлении интеллект-карты.
Интеллект-карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы представления информации. Во-первых, ученику легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа. Во-вторых, внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах, четка видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии.
Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:
• самообразование: что изучать, где, когда;
• конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;
• портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;
• методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;
• написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;
• планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.
«Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.»
Правила создания интеллект-карт:
1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.;
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа;
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки и т.д.;
4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет;
5. Главные ветки соединяются с центральной идеей, а ветки второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями;
6. Ветви должны быть изогнутыми (как ветки дерева), а не прямыми;
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (словосочетание);
8. Делайте главные линии плавными и более жирными;
9. Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;
10. Лист должен располагается горизонтально, тогда удобней читать карту;
11. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
12. Разросшиеся ветви желательно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Я использую интеллект-карты на своих уроках для введения нового материала, закрепления и обобщения пройденного материала, для составления конспекта в тетради, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, а также для презентации учениками своих идей в рамках разработки индивидуального проекта. В приложении 1 как раз представлены интеллект-карты учащихся 10 классов, отражающие темы учеников, выбранные ими в качестве проекта, в приложении 2 – пример интеллект-карты по истории по теме «Великая Отечественная война», приложение -3 – обобщение информации по искусству при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Ребята выполняются творческие работы самостоятельно, используя ручки и карандаши. В тоже время интеллект-карты настолько прочно вошли в некоторые сферы жизни, как например, бизнес, поэтому в Интернете появилось множество сайтов и программ, помогающих составлять интеллект-карты на компьютере.
Таки образом, при создании интеллект-карт задействованы мыслительные процессы ученика, ведь информацию нужно отобрать и структурировать, а также все виды памяти учащегося, так как ребенок рисует и дополнительно еще раз зрительно акцентирует внимание на информации.
Список литературы:
1. Дегтерева Л. Б. Применение метода интеллект-карт на уроках истории и обществознания [Текст] / Дегтерева Л. Б. // Образовательный альманах. — 2021. — № 3 (41). — С. 56-58.
2. Зубрилина, М. С. Интеллект‐карты как инструмент мотивации школьников к усвоению учебного материала / М. С. Зубрилина [Текст] // Вестник АГТУ. Управление, вычислительная техника и информатика. . — Астрахань: Вестник АГТУ , 2023. — С. 57-61.
3. Интеллект-карты, или Mind maps / [Электронный ресурс] // Дистанционный всеобуч : [сайт]. — URL: https://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/59-mind_maps (дата обращения: 09.11.2024).
4. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе / Костюкевич Е. Ф. [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/602963 (дата обращения: 09.11.2024).
Автор(ы): Цвентарная Елена Игоревна
Приложения:
67306d3635c7e_интеллект_карты.pdf