Факторы, влияющие на осуществление профессиональной
деятельности волейбольного арбитра

Ильина Олеся Игоревна

 Субъект судейской деятельности в соревновательном процессе – человек со всеми его особенностями личности. В спортивной деятельности он заранее должен быть готов к преодолению множества трудностей.

В процессе осуществления профессиональной деятельности судья сталкивается с различными факторами, влияющими на его поведение. К таким факторам можно отнести: (1) теоретическая подготовка судьи, знание правил игры и современного состояния волейбола, (2) практическая подготовка, (3) психологическая подготовка, (4) эмоциональное состояние судьи, (5) подвижность и лабильность нервной системы, свойства нервной системы, (6) психофизиологические механизмы, воспринимающие, перерабатывающие, хранящие, передающие информацию, (7) состояние зрительного, слухового и других анализаторов, (8) устойчивость к воздействию внешних факторов.

Теоретическая подготовка судей – одно из ключевых условий осуществления профессиональной судейской деятельности. Главной задачей данного вида подготовки является усвоения системы знаний, необходимых для осуществления судейства. Профессиональный арбитр должен не только владеть знаниями основных правил данного вида спорта, но и понимать объективные законы их построения.

Практическая подготовка – это организация деятельности, связанная с выполнением разного вида работ, с целью формирования общих и профессиональных знаний, закрепления и развития практических умений и навыков. При обучении спортивных арбитров данный этап подготовки является ключевым, поскольку он выражается в обеспечении необходимых компетенций в данной профессиональной деятельности, в развитии профессионально значимых качеств и способностей личности будущего судьи.

Психологическая подготовка судьи также является немаловажным фактором успешной профессиональной деятельности. Однако данному виду подготовки в процессе обучения волейбольных арбитров уделяется незначительное количество времени. Психологическая устойчивость представляет собой умение сохранять оптимальное функционирование психики в постоянно меняющейся обстановке. Данный фактор помогает судье успешно противодействовать давлению болельщиков, тренеров и игроков, а значит, успешно осуществлять судейскую деятельность.

Существенный фактор, обуславливающий поведение судьи, – эмоции. Эмоции как специфические психические механизмы являются одним из способов отражения действительности в сознании человека.  Эмоции можно классифицировать следующим образом: (1) стенические (мобилизуют ресурсы организма, стимулируют деятельность мышц, нервной и сердечно-сосудистой систем); (2) астенические (протекают на фоне подавления энергетического и интеллектуального потенциала организма, угнетают психическую деятельность, мышечную активность, происходит торможение любых ответных реакций организма).

Исходя их вышесказанного, следует вывод – эмоции могут влиять на деятельность судьи как отрицательно, так и положительно. Стенические эмоции активизируют деятельность судьи, а астенические, наоборот, оказывают негативное воздействие на работу нервной системы, что может привести к снижению уровня осуществления профессиональной судейской деятельности. Именно поэтому при подготовке к осуществлению судейской деятельности следует учитывать данный фактор.

Система анализаторов обеспечивает полное восприятие окружающей обстановки. В процессе судейской деятельности анализаторы являются сборщиками всей постоянно меняющейся игровой информации. Поэтому в процессе подготовки судей следует учесть влияние зрительного, слухового и других анализаторов на эффективность реализации профессиональной деятельности. Нет сомнений, органы зрения и слуха обеспечивают эффективную работу судей, так как функции данных анализаторов способствуют широкому распределению внимания.

Процесс обучения судей – это сложный целенаправленный процесс по овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации профессиональной судебной деятельности, включающий в себя множество аспектов, теоретическую, практическую, психологическую, физическую подготовку, а также анализ слухового и зрительного анализатора.


Автор(ы): Ильина Олеся Игоревна
Приложения: