Использование ментальных карт на уроках английского языка

Хуснутдинова Татьяна Николаевна

С введением стандартов нового поколения изменились цели и приоритетные ценности Российского образования. В основе лежит системно–деятельностный подход, цель которого - формирование творческой и активной личности ученика. При этом создаются благоприятные условия для самостоятельной деятельности учеников, что подразумевает работу с информацией, рассматривая ее с различных точек зрения, делая выводы относительно их точности и ценности. В современной школе ученик учится получать не простое знание фактов, а приобретает способность широко использовать данную информацию. В своей работе, для создания визуализации, структуризации и классификации идей, мы используем метод интеллект карт. Интеллект карты или ментальные карты (в оригинале Mindmaps) – это инструмент, позволяющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Это разработка Тони Бьюзена - 28 известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Во время своего обучения он искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации, что привело к интелект карте. Этот метод существовал в различных формах задолго до этого, но именно Тони Бьюзен стал популяризатором идеи интеллект карты, как эффективного способа работы с информацией. Интеллект карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы предоставления информации: 

 центральный образ позволяет легче сконцентрироваться на основной мысли,  радиальные ветви определяют перечень главных вопросов,  значимость фактов зависит от удаленности их от центра,  разноцветность и многомерность изображения способствует более эффективному запоминанию. Она позволяет максимально широко охватить и сформулировать любую тему, а также рассмотреть ее с разных сторон, опираясь на достаточно ясную фактическую базу. У самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, на основе собственного опыта мы предлагаем более рациональный способ создания Mindmaps.  

В центре рисуем центральный образ, который будет символизировать тему.  Слова, идеи, задачи или другие понятия связываем ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.  Над ветвями пишем ключевые слова или рисуем образы, которые соединяются между собой.  Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.  Создавать и читать следует по часовой стрелке с правого верхнего угла. Самостоятельно выполненная карта кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию. Использование данного метода может быть как на любом этапе урока, так и в качестве домашнего задания. Применение Mindmaps находит свое отражение при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, при подготовке доклада, проекта и т.д.

Этот метод эффективен при изучении:  

- лексических тем (рис. 1)

- фразовых глаголов (рис. 2)

- для составления монологического высказывания (рис. 3)


Автор(ы): Хуснутдинова Татьяна Николаевна
Приложения:
672a664f2825b_Использование_ментальных_карт_на_уроках_английского_языка.doc