Использование ментальных карт на уроках английского языка
Хуснутдинова Татьяна Николаевна
С введением стандартов нового поколения изменились цели и приоритетные ценности Российского образования. В основе лежит системно–деятельностный подход, цель которого - формирование творческой и активной личности ученика. При этом создаются благоприятные условия для самостоятельной деятельности учеников, что подразумевает работу с информацией, рассматривая ее с различных точек зрения, делая выводы относительно их точности и ценности. В современной школе ученик учится получать не простое знание фактов, а приобретает способность широко использовать данную информацию. В своей работе, для создания визуализации, структуризации и классификации идей, мы используем метод интеллект карт. Интеллект карты или ментальные карты (в оригинале Mindmaps) – это инструмент, позволяющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Это разработка Тони Бьюзена - 28 известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Во время своего обучения он искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации, что привело к интелект карте. Этот метод существовал в различных формах задолго до этого, но именно Тони Бьюзен стал популяризатором идеи интеллект карты, как эффективного способа работы с информацией. Интеллект карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы предоставления информации:
центральный образ позволяет легче сконцентрироваться на основной мысли, радиальные ветви определяют перечень главных вопросов, значимость фактов зависит от удаленности их от центра, разноцветность и многомерность изображения способствует более эффективному запоминанию. Она позволяет максимально широко охватить и сформулировать любую тему, а также рассмотреть ее с разных сторон, опираясь на достаточно ясную фактическую базу. У самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, на основе собственного опыта мы предлагаем более рациональный способ создания Mindmaps.
В центре рисуем центральный образ, который будет символизировать тему. Слова, идеи, задачи или другие понятия связываем ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Над ветвями пишем ключевые слова или рисуем образы, которые соединяются между собой. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех. Создавать и читать следует по часовой стрелке с правого верхнего угла. Самостоятельно выполненная карта кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию. Использование данного метода может быть как на любом этапе урока, так и в качестве домашнего задания. Применение Mindmaps находит свое отражение при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, при подготовке доклада, проекта и т.д.
Этот метод эффективен при изучении:
- лексических тем (рис. 1)
- фразовых глаголов (рис. 2)
- для составления монологического высказывания (рис. 3)
Автор(ы): Хуснутдинова Татьяна Николаевна
Приложения:
672a664f2825b_Использование_ментальных_карт_на_уроках_английского_языка.doc