Система Станиславского для сценического искусства
Полковникова Юлия Вячеславовна
Система Станиславского представляет собой теоретическую основу для сценического искусства и актерской техники, основанную на практических методах.
В отличие от предыдущих театральных подходов, она фокусируется не на конечных результатах творчества, а на понимании причин, которые приводят к этим результатам.
Эту систему можно назвать методологией, поскольку в её рамках существует множество техник, которые служат средствами для достижения определенных целей. Некоторые из этих техник могут даже противоречить друг другу. Основная задача этой системы — помочь актерам передать «суть человеческого духа» своих ролей и достичь жизненной правды. Она отвечает на вопрос, как актеру действительно «жить» на сцене, вживаясь в мысли и чувства своего персонажа. Искренность эмоций актера позволяет зрителям переживать те же чувства и анализировать действия персонажей, что способствует их духовному развитию. Поэтому актер должен стремиться к максимальной натуральности на сцене, испытывая подлинные эмоции.
К. С. Станиславский подчеркивал: «Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий». Пребывание актера в сценическом пространстве вызывает определенные психофизические реакции, так как на нем сосредоточено множество взглядов, и он не может стать незаметным. Станиславский стремился помочь артистам чувствовать себя свободно и расслабленно в этом пространстве, независимо от стиля или жанра. Некоторым людям естественно быть свободными на сцене, тогда как другим это дается с трудом, и для них разработаны различные техники. Одним подходит метод Станиславского, другим — буддистские практики. Чтобы достичь подлинной жизни своей душевной природы на сцене, необходимо развить все элементы внутреннего самочувствия до уровня нормальной человеческой реальности, а не условной актерской. Это позволяет познать истинную правду изображаемого персонажа. Правда не требует веры — она существует сама по себе. Там, где есть правда и вера, возникает ощущение «я есмь» на сцене.
Задача актера и его творческой техники заключается в преобразовании вымышленного сюжета пьесы в художественную реальность на сцене. Для этого необходимо воображение, которое помогает дополнить обстоятельства, развить характер персонажа и создать нюансы чувств, слабостей и увлечений. Артист должен использовать свое воображение, чтобы восполнить недостающие элементы в материале автора и сделать персонажа по-настоящему живым. Зритель должен верить в то, что происходит на сцене, и для этого актер должен создать правду через подготовку и мотивацию своих действий. В отличие от реальной жизни, где правда существует сама по себе, на сцене она требует особых усилий. Актеры, особенно начинающие, могут легче достичь правды через физические действия, которые более доступны и понятны. Важно работать над каждым элементом отдельно, чтобы достичь общей правдивости. Станиславский утверждает, что сценическая правда должна быть искренней и очищенной от лишних деталей, но при этом обогащенной творческим вымыслом. Его учение о художественной правде противопоставляется простому натурализму, так как он подчеркивает необходимость преобразования жизненной правды в художественную. Эмоциональная память играет ключевую роль в актерском мастерстве — она позволяет актерам воссоздавать знакомые чувства, которые могут побуждать к действию или удерживать от него. Поэтому Станиславский призывает актеров внимательно наблюдать за жизнью и окружающим миром. Сверхзадача — это центральная идея пьесы и спектакля, которая проявляется в действиях персонажей. Все усилия должны быть сосредоточены на достижении этой цели, что становится возможным благодаря пониманию основной линии действия. В итоге, сложные психологические переживания человеческого духа можно передать на сцене через простые физические действия. Станиславский отвергал эмоции как основное средство актерского выражения, считая, что только физическая реакция может вызвать нужные мысли и чувства. Его система направляет актера от сознательного к подсознательному, подчеркивая единство физического и психического в процессе творчества.
Автор(ы): Полковникова Юлия Вячеславовна
Приложения: