Практические приемы формирования навыков и умений обучающихся,
необходимых выпускникам для сдачи ЕГЭ по английскому языку

Чернышова Анна Юрьевна,
учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ
ГБОУ СОШ № 548, Санкт-Петербург 

Разработка урока является обобщением опыта работы автора как учителя английского языка, а также в качестве эксперта  предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 г. по английскому языку (устная часть), и представляет практические приемы  овладения коммуникативными навыками и умениями при подготовке обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку (3 и 4 части экзамена высокого уровня сложности).

Цель разработки – представить учителям английского языка практические приемы и задания, которые могут быть использованы на уроках и внеклассных занятиях, для прохождения обучающимися итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции.

Урок соответствует требованиям ФГОС СОО, включая целеполагание, мотивацию, практическую значимость знаний и способов деятельности, отбор содержания с отработкой планируемых результатов урока, постановку учебных заданий с их выполнением и контролем деятельности обучающихся, использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся, подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока, организацию разных видов работы, позволяющую каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе, использование системы самоконтроля и рефлексию.

Урок/занятие формирует учебную мотивацию обучающихся, включая личностный смысл учения, познавательные и социальные мотивы (актуальная и личностно-значимая тема урока), мотив достижения успеха с помощью педагога и интересную форму учебного занятия. 

В ходе урока/занятия отрабатываются:

- умение участвовать в диалоге-интервью в целях обмена оценочной информацией – отвечать на вопросы интервьюера

Это необходимо для Задания 3 устной части ЕГЭ, в котором предлагается дать интервью на актуальную тему, развёрнуто ответив на пять вопросов. Сложность этого задания заключается в том, что в его выполнении требуется одновременно и беглость, и точность монологического высказывания. Обучающиеся не могут спонтанно породить 2 содержательные фразы без элементарных языковых ошибок в ответ на простые вопросы. 

- умение продуцировать связное тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения (обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение собственного мнения по теме проекта)

Это необходимо для Задания 4 устной части ЕГЭ, в котором экзаменуемому предлагается сформулировать голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. Согласно предложенной коммуникативной ситуации, участник экзамена выполняет некий проект. Он нашёл две фотографии-иллюстрации к проекту и в голосовом сообщении другу должен обосновать их выбор и изложить некоторые другие мысли по поводу проекта. 

Выполняя устную часть задания 3 по английскому языку, выпускники допускают типичные ошибки, которые мешают им успешно сдать экзамен:  

- дают неразвёрнутые, неполные и неточные ответы;  

- вместо точных, коммуникативно оправданных ответов на вопросы дают фрагменты топиков;  

- отвечают одним словом или словосочетанием;  

- несколько раз повторяют одну и ту же фразу, забывая, что необходимо произнести как минимум две разные фразы;  

- допускают фактические ошибки в ответе;   

- продуцируют слишком длинное монологическое высказывание, допуская при этом лексико-грамматические ошибки, которых могли бы избежать;  

- не учитывают при ответе время (глагола), которое использовалось в вопросе; 

- допускают многочисленные лексико-грамматические ошибки, показывая, что не достигли уровня А2.   

Выполняя устную часть задания 4 по английскому языку, обучающиеся могут совершать типичные ошибки, которые негативно отразятся на итоговом балле за экзамен:

- отходят от темы, неправильно интерпретируют предложенную ситуацию, подменяя ее ранее изученными темами и топиками, искажают факты, изображенные на фото; не уделяют внимание главным объектам на предложенных фотографиях, описывая второстепенные и ненужные детали;

- нарушают организационную структуру высказывания, забывая о вступлении и не успевая сделать заключение;

- не раскрывают полностью все аспекты, требуемые для решения коммуникативной задачи;

- недостаточно явно выражают свою позицию и не обосновывают ее; не сохраняют модальность высказывания;

- допускают многочисленные ошибки в логике высказывания, забывая о том, что говорили в его начале; используют неверные связующие речевые конструкции;

- допускают многочисленные лексические и грамматические ошибки. 

Чтобы избежать вышеуказанных ошибок, необходимо регулярное использование на уроках английского языка специальных приемов и упражнений с опорой на визуальную поддержку и раздаточные материалы, чтобы задействовать все каналы восприятия информации обучающихся - визуальные, аудиальные, кинестетические и дискретные.

Регулярность использования этих приемов способствует уменьшению стресса у обучающихся на экзамене путем привыкания к структуре задания, временным рамкам его выполнения, использованию правильных связующих речевых конструкций и формированию грамотных развернутых монологических высказываний.

Обучающиеся, прошедшие практику выполнения этих заданий, успешно сдают ЕГЭ по английскому языку, получая максимальные баллы на экзамене за устную часть.

https://docs.google.com/document/d/1eUKpvGG8LQ3Z7cudfd0HcUJlO3jb9tUi/edit?usp=sharing&ouid=115289669437993376116&rtpof=true&sd=true

https://docs.google.com/document/d/1fgiE-ny_VKRzm6j3YduyCCWvE0oQ6N4W/edit?usp=sharing&ouid=115289669437993376116&rtpof=true&sd=true

https://docs.google.com/presentation/d/1HW3p6X4wSV-I_U53sbNyrqVNGdeuvfq9/edit?usp=sharing&ouid=115289669437993376116&rtpof=true&sd=true


Автор(ы): Чернышова Анна Юрьевна
Приложения:
67220c9aa372c_extreme.pptx