Развитие графомоторных навыков у детей
подготовительной к школе группы 6-7 лет
Сорчик Людмила Святославовна
Большинство родителей о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой узнают только перед школой. Это приводит к тому, что вместе с усвоением новой информации, ребенку приходится еще и учиться удерживать карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Через тренировку тонких движений пальцев рук оказывается большое влияние на развитие активной речи ребенка. Это происходит от того, что зона двигательной проекции руки и речевой зоны находится в близком соседстве между собой.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т.д.
Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.
Работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на песке и другие упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими – обведение трафаретов, контуров, штриховка, дорисовывания рисунков, графические диктанты, прописывание элементов букв и многое другое.
На занятиях по развитию графомоторных навыков укрепляются мелкие мышцы пальцев и кистей рук, что способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.
Необходимо помнить, что на таких занятиях задействованы мелкие группы мышц, а значит для дошкольника они могут быть утомительны, поэтому важно ограничивать длительность, нагрузку и вовремя сменить деятельность.
В своей статье я хочу привести лишь некоторые примеры упражнений, которые можно использовать.
Если же Ваш малыш, еще не разобрался с тем как правильно держать карандаш, то существуют способы его этому научить.
1. Научить ребенка расслаблять мышцы.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
2. Метод «пинцета».
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).
3. С помощью мелков
Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект.
Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.
4. С помощью салфетки
Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
5. Обучающие насадки и ручки-подсказки
Их можно приобрести в канцелярских магазинах. Ручки есть как для правшей, так и для левшей.
Рекомендуемая литература:
1. Богданович М. – Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения)
2. Воробьева Т.А. 85 уроков для обучения письму
3. Голубь В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.
4. Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР.
5. Зайцев Н.А. Пишу красиво. Пропись
6. Илюхина В.А. – Первые уроки письма при подготовке к школе
7. Крупенчук О.И.: Буквы и цифры: графические диктанты. 6-7 лет
8. Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам
9. Крупенчук О.И.: Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО
10.Крупенчук О.И.: Тренируем пальчики - развиваем речь. Подготовительная группа детского сада
11.Никитина А.В. Рисование веревочкой.
12.Новоторцева Н.: Обучение письму в детском саду
13.Османова Г.: Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр
14.Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами
15.Ткаченко Т.А.: Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи
16.Фурсова, Костенко: Игры-забавы для вашего малыша: Пальчиковые игры. Игры с предметами. Игры с красками
17.Чернова Е. И., Тимофеева Е.Ю.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики
18. Чистякова. О.В. Пиши красиво. Зеленая тетрадь младшего школьника для улучшения навыков письма.
19. Шарикова Е.: Пальчиковые игры
20. Шевелев К.: Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО
Автор(ы): Сорчик Людмила Святославовна
Приложения: