Проектная деятельность в обучении математике

Смирнова Елена Владимировна

    С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта  для всех уровней образования в образовательную практику прочно вошло понятие «личностные достижения».  Согласно концепции ФГОС,  личностные достижения —  это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе,  к другим участникам образовательного процесса,  к самому образовательному процессу и его результатам. Личностное достижение – это качественная оценка результата,  который можно оценить количественно  и сравнить с предыдущими результатами, чтобы понять, в чем суть достижения.

    В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и представлению  информации. Исходя из этого, и учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится помощником в получении и анализе информации.

   Одной из основных технологий, обеспечивающей достижение личностных результатов,  по праву считается  проектная деятельность, которая  предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, групповых  методов обучения.

   Проект  всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

    В математическом образовании в последнее время произошли значительные изменения, которые существенно расширили возможность реализации проектной деятельности при изучении математики. Это связано прежде всего с введением в содержание в курс математики вероятностно-статистической линии. Эта линия позволяет рассматривать в качестве идеи проекта реальные социальные аспекты нашей жизни.

    Программа курса математики знакомит учащихся с элементами описательной статистики. Знания, которые учащиеся получат при изучении этого материала, могут быть использованы как средства при реализации проекта.

    Примером исследования, которое имеет социологический характер, может быть проект «Среднестатистическая семья в школе. Какая она?».  В ходе работы над данным проектом необходимо собрать как можно больше информации по проблеме с помощью анкетирования, опроса, а затем, опираясь на полученные на уроках знания( построение диаграмм, вычисление средних значений и мер разброса данных), представить обработанные данные и сделать выводы. Результат такого проекта  можно использовать для работы  социального педагога и классных руководителей с семьей, для практического применения на уроках математики, географии, биологии, обществознания, истории и других. Пример такого проекта можно назвать прикладным.

    А вот пример проекта, который можно назвать исследовательским. Проект реализуется по материалу темы «Линейная функция». Идея состоит в том, чтобы исследовать положение прямой в координатной плоскости при изменении одного из коэффициентов k или b в уравнении y = kx + b. Такой проект можно выполнять одному или  в группе по следующему плану:

1.     сформировать группу участников, сформулировать основную идею исследования, установить сроки выполнения проекта;

2.     обсудить методы и средства проведения исследования;

3.     распределить работу между участниками группы;

4.     обсудить предварительные результаты и сделать выводы, отражающие динамику изменений;

5.     подготовить обобщённые выводы;

6.     оформить и презентовать проект.

    При организации проектной деятельности в обучении математике учителю стоит учесть ряд моментов – это и умение находить интересные темы для проекта, по которым можно получить значимый результат, и сложность реализации, и уровень подготовки учеников, и их интересы.

    Проект дает возможность поверить в  свои способности, предусматривает развитие у обучающихся интеллектуальных способностей, нестандартного критического мышления, творческой индивидуальности. В процессе разработки проекта ученик приобретает способность к решению проблем, связанных с реальной жизненной ситуацией. В процессе этой  деятельности и формируются его личностные результаты, а именно:

·        ответственное  отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки;

·        уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.


Автор(ы): Смирнова Елена Владимировна
Приложения: