Устный счет - гимнастика для ума
Волошина Ирина Геннадьевна,
учитель математики ГБОУ СОШ №556
Я считаю, что эта тема актуальна. В то время как математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к это науке. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета.
Устный счёт — это великолепная тренировка ума! Давайте разберёмся, какие функции нашего ума развиваются при систематическом устном счёте:
1. Концентрация внимания. Выполнение действий в уме требует полного сосредоточения. Если понаблюдать за учениками, выполняющими задания по устному счёту, что мы заметим? В классе воцаряется полная тишина, исчезают все посторонние звуки и шорохи, ребята замирают, устремив взгляд на доску с написанным примером. Никто не отвлекается и не уходит мыслями в «параллельные пространства». Ребёнок полностью погружён в настоящий момент, он весь здесь и сейчас. Предельная сосредоточенность! Необходимое условие для этого — пример не должен быть ни чересчур простым, ни слишком сложным.
2. Оперативная память. Так психологи называют способность удерживать в уме информацию, необходимую для выполнения определённой работы. У оперативной памяти всегда свой ограниченный объём. Работник, перегруженный делами, начинает упускать из виду то одну, то другую мелочь — это значит, что объём задач превысил объём его оперативной памяти. Решая пример устно, необходимо удерживать в голове не только выполняемое в данный момент конкретное арифметическое действие, но и всю структуру решения, как карту, по которой всегда нужно сверяться, а также промежуточные результаты вычислений, ничего не упуская и не теряя по пути. При использовании «костылей» в виде записей, столбиков, а, тем более, калькулятора, мы облегчаем себе работу, но в то же время практически не получаем пользы от решения примера.
3. Интуиция. Счёт в уме — отнюдь не рутина и не линейный процесс. Чтобы применить удобный способ, его надо сначала увидеть. Это как озарение: за рядом цифр и знаков вдруг проступает чёткая структура. Эврика! Я понял!
4. Пытливость ума. Дефицитное качество для современных людей, пресыщенных информацией. Пытаясь отыскать оптимальный способ решения, ребёнок, подобно детективу, идёт по следу, стараясь найти зацепку, ключи к к решению, выдвигает и проверяет гипотезы. Вариант не подходит? Ничего, попробуем другой! Ага, вот, наконец, и он — красивый и удобный!
5. Скорость реакции и мышления, сообразительность. Устный счёт в классе — это как забег на короткую дистанцию: каждый стремится быстрее стартовать и мечтает первым пересечь финишную черту. Регулярные тренировки в устном счёте невероятно развивают «спринтерские» качества ума.
И, наконец, решая устно «хитрые» примеры, дети привыкают испытывать радость от интеллектуальной работы, что, согласитесь, очень ценно!
Вот почему (хотя не только поэтому, есть и другие причины) устный счёт в Русской Классической Школе используется везде, где это возможно, и не только в начальных классах, но и в среднем звене, где найти удобный способ вычислений учащимся помогает знание алгебраических формул.
Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом:
1) Обогащение содержания материалом по истории науки.
2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.
3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.
4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.
5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.
6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами предусмотренными планом.
7) Разнообразие домашнего задания.
8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве.
Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.
В методической литературе выделяют следующие цели устного счета как этапа урока:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
В тоже время с помощью устных упражнений реализовываются следующие педагогические задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.
При отборе материала к уроку нужно придерживаться следующих требований:
1) К устному счету должны привлекаться все ученики
2) Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
3) Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
4) Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Выделяются слуховые формы восприятия устного счета:
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, карточки, записи на доске) – запись задания облегчает вычисления. Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.
3) Комбинированный:
· обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов;
· задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);
· упражнения в форме игры (“Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”).
В устном счете могут быть использованы следующие задания:
· на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
· на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
· на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
· устные упражнения с использованием дидактических игр.
Почему не стоит злоупотреблять гаджетами .В то время как устный счет развивает мышление, использование всевозможных устройств, минимизирующих мыслительные процессы, наоборот, притупляет внимание и расслабляет наш мозг.Согласитесь, вам будет неуютно без смартфона. Невозможность найти ответ или решение проблемы во внешнем источнике сейчас становится реальной проблемой, от которой люди теряются и не могут решить простейшие задачи.Зависимость от электронного помощника, будь то калькулятор или поисковик, рано или поздно сыграет с человеком злую шутку. Есть даже определенный перечень проблем, которые возникают, если человек не старается думать сам:
Рассеянное внимание и неспособность сосредоточиться на одном деле.
Как ни странно, быстрый устный счет помогает научиться сосредоточенно решать сложные и требующие времени задачи.
Нелогичное мышление.
Понять, что дешевле: десять 150-граммовых пачек крупы за 290 рублей или восемь 190-граммовых пачек за 310 рублей, можно, если вы хорошо считаете в уме и мыслите последовательно, то есть логично. Без практики этот навык теряется.
Зависимость от гаджетов.
Калькулятор — это удобно, но его отсутствие не должно делать человека беспомощным в процессе подсчетов, скажем, размера своей ежеквартальной премии или скидки по купону.
Плохо развитое аналитическое мышление.
Устный счет отличается от счета на калькуляторе тем, что не ограничен одним видом действия. Мы можем не только посчитать, но и проанализировать результаты и продолжить вычисления, исходя из нашей цели.
Мир технологий и гаджетов уже давно вытеснил многие процессы, которые раньше казались естественными. Теперь нам почти всегда можно обойтись без письма от руки, пеших прогулок или чтения энциклопедий — ведь всё можно узнать, погуглив. Но это не значит, что данные навыки теперь бесполезны и никому не нужны. Ровно наоборот. Современные технологичные помощники значительно облегчают нам жизнь, но злоупотребляя ими, мы лишаемся главного — перестаём тренировать наш самый нужный механизм — мозг. А без тренировок мозг теряет свои силы. Один из самых часто применяемых навыков — устный счет. И именно он отлично тренирует мышление. Казалось бы, зачем уметь быстро считать в уме, если под рукой теперь всегда калькулятор — в смартфоне, на компьютере или планшете, даже в некоторых часах уже есть такая функция. Но мы недооцениваем этот навык. Дело не только в умении складывать, умножать, вычитать и делить числа между собой. Устный счет помогает планировать семейный бюджет, совершать более выгодные покупки, считать проценты по кредиту и переплату. И это только малая часть повседневных ситуаций, в которых одним калькулятором не обойтись. Ведь он не сможет принять за вас решение.
Велика вероятность того, что даже через 100 лет, когда, возможно, технологии выйдут на более высокий уровень, люди все равно будут доверять самое важное только серому веществу.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными.
А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Список литературы:
· 1) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с.
· 2) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15
· 3) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Н.ш, 2001 г. № 1
· 4) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46
· 5) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш. 1999 №8
· 6) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14
· 7) Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 1998г. – 288с.
· 8) Коваленко В.П. “Дидактические игры на уроках математики”.
· 9) Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987 с31
· 10) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38
· 11) Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы 3кл.(1-3), 4кл.(1-4). М.: Просвещение 2001г.
· 12) Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 1995г.
Автор(ы): Волошина Ирина Геннадьевна
Приложения: