Обучение диалогу как условие воспитания
эмоциональной отзывчивости школьников

Сараева Полина Алексеевна

Диалог - необходимое условие для развития, пополнения и обогащения речи учащихся, формирования умений этикетной речи, речевых клише для определенных ситуации. Большинство исследовательских работ, направленных на изучение коммуникативных навыков подростков, определения уровня диалогической речи, указывают на их социальную значимость в развитии личности. Значимость диалога как ведущего элемента в процессе обучения, возрастает как никогда. В нынешних реалиях ребенок нуждается в наставнике, педагоге, который не только поможет в усвоении образовательной программы, но и заложит эстетические, культурные, нравственные ценности, обеспечит полноценное развитие личности. Негативное воздействие социальных сетей, СМИ, Интернета не должно стать препятствием в обучении. Современные дети еще более чувствительны, уязвимы, восприимчивы к оценке взрослого, поэтому необходимо обращать внимание на эмоциональную составляющую в воспитании. Залогом успешного обучения будет правильная организация совместной деятельности, взаимодействие между всеми участниками учебного процесса - ребенка со взрослыми и со сверстниками. 

Проведение классных тематических уроков, групповые чтения, обмен впечатлениями о прочитанном, рекомендации любимых произведений, ведение литературного дневника, инсценировки обогащают культурное, читательское поле, развитие школьника, вовлекают его в учебных процесс и воспитывают эмоциональную сферу школьника. В нынешних реалиях дополнительными средствами могут стать аудио, видео материалы, творческие литературные проекты, включающие литературный и личный опыт учащихся.

Современные дети испытывают потребность в общении, в самовыражении. Для них важно создание благоприятной среды, доверительные, партнерские отношения, основанные на уважении, принятии личности ребенка. 

Диалогическое обучение демонстрирует свои преимущества по сравнению с другими более традиционными типами образования. Отказ от авторитарных отношений, а вместо этого учет каждого мнения, мысли, идеи, подкрепленные аргументами, - такой подход положительно влияет на совместную деятельность ученика и педагога, ученика и одноклассников. 

Диалог является важным условием воспитания эмоциональной отзывчивости. Развитие эмоциональной сферы связано с формированием у подростков нравственно-эстетических ценностей. Эмоциональный отклик демонстрирует личностное отношение ребенка к литературным произведениям, к ситуациям, к героям, что, безусловно, связано с формированием мировоззрения личности, с выстраиванием целостной картины мира. Поэтому столь важно реализовывать диалоговое обучение на современном уроке. 

Лейтмотив курса изучения литературы 7 класса — поиск смысла
человеческой жизни. Перед тем как определить уровень эмоциональной отзывчивости подростков, необходимо изучить школьные учебники 7-8 класса на предмет выявления заданий, вопросов, направленных на развитие данного качества.
Для исследования рассмотрим учебник И.Н. Сухих «Литература: учебник
для 7 класса общеобразовательных учреждений». В учебную программу входят
следующие темы, направленные на понимание идеи произведения: «авторская
позиция и ее выражение», «автор, повествователь, рассказчик», «мир
литературных героев» и т.д. Кроме того, в некоторых главах присутствуют
«художественные проекты», вопросы на личное впечатление, где учащиеся
должны организовать дискуссию, спор или инсценировать эпизод из
произведения. Некоторые темы для обсуждения: «Что такое подвиг и всегда ли в
жизни есть место подвигу?»; «Почему, чтобы быть счастливым, надо пережить
страдание?»; «Что для вас значит «жить с умом»?». Представлены упражнения на
групповую работу. Однако подобных заданий оказалось немного, что затрудняет
условия поддержания эмоциональной отзывчивости.
В учебнике В.Я. Коровиной «Литература.8 класс. Учебник. В 2-х частях.
Часть 1.ФГОС.» значительно больше разделов, направленных на развитие речи,
комментирование, сопоставление авторской и читательской оценки и рефлексии.
Например, «Размышляем о прочитанном», «Совершенствуем свою речь»,
«Обогащаем свою речь». Представлены творческие задания на напевное произнесение, прослушивание актерского чтения (музыка – одно из важных
условий формирования эмоциональной отзывчивости), а также инсценировки и
сопоставление с другими видами искусств. В учебнике упражнения даны
систематически и имеют многоплановый характер упражнений – те особенности,
которые способствуют правильной организации процесса обучения. Задания не
однообразны, их вариативность поможет удержать внимание школьника и дать
возможность для творческого развития.
Таким образом, исследуемые учебники не в полной степени выполняют
условия для систематического удержания эмоционального отклика у школьников.
Введение дополнительных творческих работ, интерактивных занятий, просмотр
видео и аудио материалов, инсценировки повлияют на развитие личности,
прививая любовь к литературе, культуре и искусству и формируя эстетически-
нравственные ценности.

В заключение отметим, что дальнейшее исследование данных психолого-педагогических аспектов могут помочь в развитии эмоциональной отзывчивости у учеников среднего школьного возраста. В рамках школьной программы должны использоваться современные эффективные средства воздействия, включая диалоговое обучение и чтение художественной литературы. Выработка новых принципов организации учебной деятельности будет способствовать развитию речи и поддерживать высокий уровень эмпатии учащихся.


Автор(ы): Сараева Полина Алексеевна
Приложения: