Современные методы обучения на уроках

Баранова Анна Михайловна

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.

Методы обучения можно разделить на три основные группы:

1) пассивные методы;

2) интерактивные методы;

3) активные методы.

Наиболее актуальными методами в преподавании предмета в рамках современных реалий следует рассматривать интерактивные и активные методы. Это дает больше  возможностей для подготовки выпускника, способного реализовать себя в современном мире и стать успешным в выбранной профессии в дальнейшем. 

Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

На каждом этапе урока используются свои интерактивные и активные методы, в зависимости от поставленных целей и задач. Рассмотрим некоторые методы на разных этапах урока. 

Этап мотивации. На этом этапе дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Например, в начале уроке учитель может предложить задание, которое решается несколькими способами (такие способы учащиеся сами предлагают). И учащимся необходимо определиться, какое из предполагаемых решений будет верным: можно использовать прием сопоставления ранее изученных фактов и вновь представленных, работу в группах при обсуждении спорных вопросов., прием наблюдения.

Этап целеполагания. Учащиеся должны самостоятельно определить цели урока, в том числе личностные - ответить на вопрос: "Зачем мне это надо? Как я могу это использовать в обычной жизни? Что это даст мне в дальнейшем? Как я могу использовать полученные возможности/знания/умения/навыки?"

Этап самостоятельной работы. На этом этапе можно дать учащимся побывать в роли учителя, придумать задания, вопросы для одноклассников или для участия в каком-либо конкурсе. Также можно использовать метод "Мини-проект", где учащиеся в группах должны разработать, представить и защитить свой проект по теме урока. Учитель может также дать возможность учащимся оценить своих одноклассников и обосновать выставленные оценки.

Этап рефлексии. Одним из важных этапов урока является этап рефлексии. На этом этапе учащиеся не только анализируют свою работу на уроке, но и оценивают себя, прорабатывают свои успехи и неудачи. Конечно, учитель сначала обучает учащихся самооценке, объясняя требования и критерии. В перспективе такая работа позволяет учащимся анализировать и оценивать свои силы и возможности выдвигаемым требованиям. Например, при обучении учитель предлагает учащимся ряд вопросов для определения уровня усвоения материала, самооценки, выяснения сложных ситуаций на уроке, выявляя пробелы в усвоении материала. В дальнейшем такая работа проводится самими учащимися: они самостоятельно определять ряд вопросов по итогам урока, ставить себе задачи по устранению пробелов в изучаемом материале.

Также следует уделить внимание и формам домашних заданий. Не стоит останавливаться только на традиционных заданиях, взятых из учебников. Необходимо давать задания, направленные на развитие способностей учащихся. Например, рецензирование текста, подготовка заданий по прошедшей теме, подготовить план изученного материала. Конечно, такими заданиями не стоит злоупотреблять и использовать их на постоянной основе, игнорируя традиционные задания. 


Автор(ы): Баранова Анна Михайловна
Приложения: