Внедрение комплекса ГТО в гимназию. Как это было

Строганова Виктория Владимировна

Гимнастика, физические  упражнения, ходьба должны прочно войти
в повседневный быт каждого. Кто хочет сохранять работоспособность,
здоровье, полноценную  радостную жизнь.
Гиппократ     

Актуальность проекта

      Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания.

Нужно сформировать у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.

      С внедрением Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса  "Готов к труду и обороне" должна произойти модернизация системы физического воспитания и системы развития массового детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях.

Подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса в ЧОУ «АЛЬМА МАТЕР» будет осуществляться в рамках спортивных мероприятий "Нам со спортом по пути".

      Значимость внедрения комплекса является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Цель: внедрение комплекса « ГТО» в образовательную организацию

Задачи:

1.Способствовать развитию интереса учащихся к сдаче норм «ГТО».

2. Познакомить детей с нормами «ГТО», провести рекламную кампанию.  

3. Разработать план мероприятий по внедрению комплекса "ГТО".

Участники: в проекте участвуют учащиеся 1-11 классов. Они принимают участие в мероприятиях,  разработанных с целью внедрения комплекса «ГТО».

Участники, реализующие данный проект: учителя физической культуры.

Критерии проекта:

- массовость;

-доступность;

-наглядность.

Гипотеза: "В результате рекламной кампании среди учащихся, направленной на внедрение комплекса "ГТО", возрастет интерес учащихся  к нормам ГТО», возникнет потребность в сдаче норм «ГТО» с целью укрепления здоровья.

 

Концепция проекта

      Первая часть (нормативно-тестирующая) включает ознакомление учащихся с развитием комплекса "ГТО, посредством проведения тематических бесед; оформление стендов о нормативах "ГТО"; проведение тестирования на выявление уровня физической подготовленности, двигательных навыков и умений.

Вторая часть (спортивная) направлена на привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Состоит из тестов испытаний по комплексу "ГТО". 

        Сроки и этапы реализации проекта:

        I.Организационный (сентябрь)

На этом этапе организуются и разрабатываются следующие мероприятия:

1.Разработка и проведение тематических бесед «История развития «ГТО» (Приложение № 1)

2.Оформление стендов о нормативах «ГТО».

Эти мероприятия способствуют возникновению интереса учащихся к

нормам «ГТО».

 

 

План мероприятий

МероприятиеДатаКлассОтветственный
1Беседа «История развития комплекса «ГТО»   
2Диспут «комплекс «ГТО»   
3Круглый стол «История развития комплекса «ГТО»   
4Оформление стенда «Нормативы «ГТО»   
5Внутришкольные соревнования по комплексу «ГТО» 

 

 

 

     

       II. Внедрение норм «ГТО» (октябрь)

На этапе происходит знакомство учащихся с нормами «ГТО», выявление

уровня их физической подготовки. Проводятся следующие мероприятия:

1.Проведение анкетирования среди учащихся (Приложение № 2).

2.Тестирование уровня физической подготовленности (Приложение № 2)

       III. Мониторинг (ноябрь)

На этом этапе мы выявляем физическую подготовленность учащихся

посредством комплекса «ГТО»

            Проводятся тесты испытаний по комплексу «ГТО» (Приложение № 3, 4)

     Ресурсы, необходимые для реализации проекта: спортивные площадки, спортивный инвентарь, судьи.

Ожидаемые результаты:

1. Возникнет интерес к нормам «ГТО».

2.У учащихся возникнет потребность к систематическим занятиям физической

    культурой и спортом.

3.Понизится уровень заболеваемости учащихся.

Особенности проекта.

Проект способствовал:

у детей:

- личностному принятию новой информации, новых проблем, проявлению положительных мотивов познавательной деятельности;

- желание и умение добиваться результатов, делать самостоятельные выводы, обобщения;

- способствовать потребности в двигательной активности;

у педагога:

- использование различных приемов и методов;

- актуализация знаний;

Вывод:

В результате проведённых мероприятий и рекламной кампании возрос интерес учащихся к нормам ГТО, возникла потребность в их сдаче с целью укрепления здоровья.

      Мы считаем, что проект «Нам со спортом по пути» реализован успешно.

Внедрение комплекса способствовал развитию физических процессов, улучшению умственных способностей, потребности к систематическим занятиям спортом.

 

 

 

Приложение 1.

 

Беседа "История развития "ГТО"

    Комплекс ГТО действует в нашей стране более 45 лет и составляет основу советской системы физического воспитания.

    1931—1939 гг. 24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» опубликовала материалы о необходимости введения единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит, награждать значком. Инициатива ленинского комсомола получила признание в широких кругах общественности, и по поручению Всесоюзного совета физической культуры при ВЦИК СССР был разработан проект комплекса ГТО, который в марте 1931 года после обсуждения в различных общественных организациях страны был утвержден.

    Впервые введенный комплекс ГТО состоял из одной ступени, которая включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела.

    Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. В 1931 году значкистами ГТО стали 24 тысячи физкультурников, в 1932-м — 465 тысяч и в 1933 году 835 тысяч физкультурников. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений. Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.

    В 1934 году был учрежден значок «Будь готов к труду и обороне» для школьников 14—15 лет, который состоял из 16 норм спортивно-технического характера и требований по санитарной подготовке. Значкист БГТО, кроме того, должен был уметь провести занятия по одному из видов спорта, знать правила и уметь судить спортивные игры.

    Комплекс ГТО в 30-е годы сыграл огромную роль в развитии массовости советского физкультурного движения. Сдавая нормы ГТО, миллионы юношей и девушек приобрели всестороннюю физическую подготовку и закалку.

Благодаря активизации физкультурного движения уже в 1934 году в стране насчитывалось около 5 миллионов физкультурников, половина из которых была значкистами ГТО.

    Во второй половине 30-х годов, в результате создания добровольных спортивных обществ, улучшилась работа коллективов физической культуры фабрик, заводов, учебных заведений. Значительное развитие получили физическая культура и спорт среди сельской молодежи. Стали крепнуть секции по различным видам спорта в коллективах физической культуры, быстро росло число физкультурников и спортсменов.

    В 1939 году был разработан новый комплекс ГТО, который 26 ноября 1939 года был утвержден специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О введении нового физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Утверждение комплекса ГТО — одно из ярких свидетельств заботы Советского государства об укреплении здоровья и всестороннем физическом развитии народа.

Вступивший в действие с 1 января 1940 года новый комплекс ГТО содержал не только обязательные нормы, но и нормы по выбору, что обеспечивало сочетание общей физической подготовки со спортивной специализацией. Включение в комплекс обязательных норм обеспечивало овладение навыками бега, плавания, передвижения на лыжах, стрельбы и преодоления препятствий, кроме того, каждый сдающий нормы ГТО должен был по своему выбору выполнить упражнения из различных видов спорта, способствовавшие совершенствованию силы, быстроты, ловкости и выносливости.

     По сравнению с предыдущим комплексом количество норм было значительно уменьшено.

     В комплексы БГТО и ГТО 2-й ступени входили две ступени на «сдано» и «отлично». Была установлена повторная сдача норм для значкистов ГТО 2-й ступени при переходе в следующую возрастную группу, а нормы по выбору для получения такого значка с отличием приравнивались к нормам третьего разряда всесоюзной спортивной классификации.

     В годы Великой Отечественной войны, когда перед всеми физкультурными организациями страны стала задача массовой военно-физической подготовки населения, комплекс ГТО был одним из важнейших средств в этой работе. Значкисты ГТО, овладевшие военно-прикладными двигательными навыками, добровольно ушли на фронт, успешно действовали в партизанских отрядах.

     1946—1954 гг. В послевоенное время комплекс ГТО продолжал совершенствоваться в соответствии с задачами, стоящими перед физкультурным движением того времени. Введенный в 1946 году комплекс ГТО характеризовался тем, что было сокращено количество норм, установлена взаимосвязь между этими нормами и программами физического воспитания школ и учебных заведений, уточнены и изменены возрастные группы сдающих нормы ГТО.

     После окончания Великой Отечественной войны, когда страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства, Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза в декабре 1948 года в своем постановлении выдвинул перед физкультурными организациями страны задачу дальнейшего развития физкультурного движения, повышения уровня мастерства спортсменов и на этой основе завоевания советскими спортсменами мировых первенств и рекордов по основным видам спорта.

     Естественно, что все это потребовало дальнейшего совершенствования комплекса ГТО.

    1955—1958 гг. В комплексе ГТО, введенном с 1 января 1955 года, было исключено деление нормативов на обязательные и по выбору. В каждую ступень входили нормы обязательные для всех сдающих на значок. Для получения значка ступени БГТО требовалось на соревнованиях сдать 10 норм, значка ГТО 1-й ступени— 12 норм и значка ГТО 2-й ступени— 11 норм.

     В этом комплексе были установлены новые возрастные группы сдающих нормы ГТО, а также дифференцированные нормативные требования для различных возрастов физкультурников.

     1959—1971 гг. Наиболее существенные изменения были внесены в комплекс ГТО, введенный в 1959 году.

     Проект комплекса был опубликован в августе 1958 года для широкого обсуждения. Небезынтересно отметить, что в ходе обсуждения всеобщую поддержку получило положение об идейной целеустремленности и патриотической направленности комплекса, требование тесного и органического сочетания программы по физическому воспитанию в школах и учебных заведениях, а также введение системы начисления очков за показанные результаты, что позволяло учитывать местные условия работы каждого коллектива, возможности и склонности каждого физкультурника.

     Введенный в январе 1959 года усовершенствованный физкультурный комплекс ГТО состоял из трех ступеней. Ступень БГТО — для школьников 14—15 лет, ГТО 1-й ступени — для юношей и девушек 16—18 лет, ГТО 2-й ступени — для молодежи 19 лет и старше.

     Физкультурные организации, выполняя требования комплекса, вносили новые предложения по проведению массовых спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

     Комплекс ГТО стал базой повышения уровня мастерства.

     Каковы же характерные особенности нового комплекса «Готов к труду и обороне»?

     Являясь важным средством развития советской системы физического воспитания, он призван способствовать дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь советских людей, созданию необходимых возможностей для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.

     Новый комплекс ГТО позволил улучшить массовую физкультурно-спортивную работу в каждом коллективе физической культуры, в спортивном клубе и в целом в стране, решить целый ряд важнейших вопросов, связанных с укреплением здоровья советских людей, их физическим совершенством, переходом от массового физкультурного движения к общенародному. Расширились возрастные рамки комплекса: добавились ступени для школьников 10—13 лет и трудящихся 40—60 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

 

Анкета для учащихся

 

1. ФИО учащегося ____________________________________________-

2. Дата рождения _____________________________________________ .

3. Класс ______________________________________________________ .

4. Группа здоровья: основная, подготовительная (нужное подчеркнуть).

5. Уровень вашей физической подготовленности: высокий, средний, низкий (нужное подчеркнуть).

6. Какая оценка по предмету «физическая культура» была в предыдущем году___________ .

7. Занимаетесь ли вы спортом, если да, то укажите вид(ы) спорта )______________________ .

8. Укажите название той организации, в которой занимаетесь спортом (ДЮСШ, СДЮШОР, спортивный клуб) (нужное подчеркнуть).

9. Имеете ли вы спортивные разряды? ______________________________________________ .

9. Укажите ранг соревнований, в которых вы принимали участие:

· школьных;

· районных;

· городских;

· всероссийских;

· международных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ (ТЕСТЫ) НОРМ "ГТО":

 

1. Челночный бег 3х10 м

2. Бег на 30, 60, 100 м

3. Бег на 1; 1,5; 2; 3 км

4. Смешанное передвижение

5. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

6. Прыжок в длину с разбега

7. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

8. Подтягивание из виса на высокой перекладине

9. Рывок гири

10. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

11. Поднимание туловища из положения лежа на спине

12. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или      гимнастической скамье

13. Метание теннисного мяча в цель

14. Метание спортивного снаряда на дальность

15. Плавание на 10, 15, 25, 50 м

16. Бег на лыжах на 1, 2, 3, 5 км

17. Кросс по пересеченной местности на 1, 2, 3, 5 км

18. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия

19. Туристский поход с проверкой туристских навыков.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольных спортивных соревнованиях между классами

по комплексу ГТО

1. Цели

Внутришкольные спортивные соревнования между классами по комплексу ГТО проводятся на основании Положения «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ (ГТО)» утвержденным постановлением Правительства РФ №540 от 11 июня 2014 г. (далее-комплекс ГТО)  в целях:

- развития массового спорта в школе;

- пропаганды здорового образа жизни среди учащихся;

- повышения интереса юношей старших классов к развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества;

- осуществления контроля, за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;

- организации культурно-спортивного и массового досуга школьников.

2. Участники 

Участниками соревнований являются учащиеся 1 – 4 классов школы, допущенные по состоянию здоровья к спортивным соревнованиям.

3. Содержание и структура соревнований ГТО

Комплекс состоит из ступеней:

- I ступень – 1 - 2 класс;

- II ступень – 3 - 4 класс;

- III ступень – 5 – 6 класс;

- IV ступень – 7 – 8 класс;

- V ступень – 9 – 11 класс.

Основу комплекса ГТО составляют виды испытаний и нормативы, предназначенные для определения уровня развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и уровня овладения основными прикладными навыками (бега на лыжах, метаний).

Перечень видов испытаний комплекса ГТО:

 - бег на короткие и средние дистанции – определение развития скоростных возможностей;

 - наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами – определение развития гибкости;

 - бег на длинные дистанции – определение развития выносливости;

 - подтягивание на перекладине, поднимание прямых ног из положения виса на перекладине,       сгибание и разгибание рук, в упоре лежа – определение развития силы и силовой выносливости;

- подъем туловища из положения лежа – определение развития силовой выносливости;

- прыжки в длину – определение  скоростно-силовых возможностей;

- метание мяча для тенниса или спортивного снаряда на дальность  

- бег на лыжах – владение прикладными навыками;

Для всех ступеней комплекса ГТО школа определяет одинаковое число испытаний, необходимых для сдачи нормативов.

 


Автор(ы): Строганова Виктория Владимировна
Приложения: