Внедрение комплекса ГТО в гимназию. Как это было
Строганова Виктория Владимировна
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти
в повседневный быт каждого. Кто хочет сохранять работоспособность,
здоровье, полноценную радостную жизнь.
Гиппократ
Актуальность проекта
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания.
Нужно сформировать у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.
С внедрением Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" должна произойти модернизация системы физического воспитания и системы развития массового детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях.
Подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса в ЧОУ «АЛЬМА МАТЕР» будет осуществляться в рамках спортивных мероприятий "Нам со спортом по пути".
Значимость внедрения комплекса является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Цель: внедрение комплекса « ГТО» в образовательную организацию
Задачи:
1.Способствовать развитию интереса учащихся к сдаче норм «ГТО».
2. Познакомить детей с нормами «ГТО», провести рекламную кампанию.
3. Разработать план мероприятий по внедрению комплекса "ГТО".
Участники: в проекте участвуют учащиеся 1-11 классов. Они принимают участие в мероприятиях, разработанных с целью внедрения комплекса «ГТО».
Участники, реализующие данный проект: учителя физической культуры.
Критерии проекта:
- массовость;
-доступность;
-наглядность.
Гипотеза: "В результате рекламной кампании среди учащихся, направленной на внедрение комплекса "ГТО", возрастет интерес учащихся к нормам ГТО», возникнет потребность в сдаче норм «ГТО» с целью укрепления здоровья.
Концепция проекта
Первая часть (нормативно-тестирующая) включает ознакомление учащихся с развитием комплекса "ГТО, посредством проведения тематических бесед; оформление стендов о нормативах "ГТО"; проведение тестирования на выявление уровня физической подготовленности, двигательных навыков и умений.
Вторая часть (спортивная) направлена на привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Состоит из тестов испытаний по комплексу "ГТО".
Сроки и этапы реализации проекта:
I.Организационный (сентябрь)
На этом этапе организуются и разрабатываются следующие мероприятия:
1.Разработка и проведение тематических бесед «История развития «ГТО» (Приложение № 1)
2.Оформление стендов о нормативах «ГТО».
Эти мероприятия способствуют возникновению интереса учащихся к
нормам «ГТО».
План мероприятий
№ | Мероприятие | Дата | Класс | Ответственный |
1 | Беседа «История развития комплекса «ГТО» | |||
2 | Диспут «комплекс «ГТО» | |||
3 | Круглый стол «История развития комплекса «ГТО» | |||
4 | Оформление стенда «Нормативы «ГТО» | |||
5 | Внутришкольные соревнования по комплексу «ГТО» |
|
II. Внедрение норм «ГТО» (октябрь)
На этапе происходит знакомство учащихся с нормами «ГТО», выявление
уровня их физической подготовки. Проводятся следующие мероприятия:
1.Проведение анкетирования среди учащихся (Приложение № 2).
2.Тестирование уровня физической подготовленности (Приложение № 2)
III. Мониторинг (ноябрь)
На этом этапе мы выявляем физическую подготовленность учащихся
посредством комплекса «ГТО»
Проводятся тесты испытаний по комплексу «ГТО» (Приложение № 3, 4)
Ресурсы, необходимые для реализации проекта: спортивные площадки, спортивный инвентарь, судьи.
Ожидаемые результаты:
1. Возникнет интерес к нормам «ГТО».
2.У учащихся возникнет потребность к систематическим занятиям физической
культурой и спортом.
3.Понизится уровень заболеваемости учащихся.
Особенности проекта.
Проект способствовал:
у детей:
- личностному принятию новой информации, новых проблем, проявлению положительных мотивов познавательной деятельности;
- желание и умение добиваться результатов, делать самостоятельные выводы, обобщения;
- способствовать потребности в двигательной активности;
у педагога:
- использование различных приемов и методов;
- актуализация знаний;
Вывод:
В результате проведённых мероприятий и рекламной кампании возрос интерес учащихся к нормам ГТО, возникла потребность в их сдаче с целью укрепления здоровья.
Мы считаем, что проект «Нам со спортом по пути» реализован успешно.
Внедрение комплекса способствовал развитию физических процессов, улучшению умственных способностей, потребности к систематическим занятиям спортом.
Приложение 1.
Беседа "История развития "ГТО"
Комплекс ГТО действует в нашей стране более 45 лет и составляет основу советской системы физического воспитания.
1931—1939 гг. 24 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» опубликовала материалы о необходимости введения единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит, награждать значком. Инициатива ленинского комсомола получила признание в широких кругах общественности, и по поручению Всесоюзного совета физической культуры при ВЦИК СССР был разработан проект комплекса ГТО, который в марте 1931 года после обсуждения в различных общественных организациях страны был утвержден.
Впервые введенный комплекс ГТО состоял из одной ступени, которая включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела.
Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. В 1931 году значкистами ГТО стали 24 тысячи физкультурников, в 1932-м — 465 тысяч и в 1933 году 835 тысяч физкультурников. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений. Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.
В 1934 году был учрежден значок «Будь готов к труду и обороне» для школьников 14—15 лет, который состоял из 16 норм спортивно-технического характера и требований по санитарной подготовке. Значкист БГТО, кроме того, должен был уметь провести занятия по одному из видов спорта, знать правила и уметь судить спортивные игры.
Комплекс ГТО в 30-е годы сыграл огромную роль в развитии массовости советского физкультурного движения. Сдавая нормы ГТО, миллионы юношей и девушек приобрели всестороннюю физическую подготовку и закалку.
Благодаря активизации физкультурного движения уже в 1934 году в стране насчитывалось около 5 миллионов физкультурников, половина из которых была значкистами ГТО.
Во второй половине 30-х годов, в результате создания добровольных спортивных обществ, улучшилась работа коллективов физической культуры фабрик, заводов, учебных заведений. Значительное развитие получили физическая культура и спорт среди сельской молодежи. Стали крепнуть секции по различным видам спорта в коллективах физической культуры, быстро росло число физкультурников и спортсменов.
В 1939 году был разработан новый комплекс ГТО, который 26 ноября 1939 года был утвержден специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О введении нового физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».
Утверждение комплекса ГТО — одно из ярких свидетельств заботы Советского государства об укреплении здоровья и всестороннем физическом развитии народа.
Вступивший в действие с 1 января 1940 года новый комплекс ГТО содержал не только обязательные нормы, но и нормы по выбору, что обеспечивало сочетание общей физической подготовки со спортивной специализацией. Включение в комплекс обязательных норм обеспечивало овладение навыками бега, плавания, передвижения на лыжах, стрельбы и преодоления препятствий, кроме того, каждый сдающий нормы ГТО должен был по своему выбору выполнить упражнения из различных видов спорта, способствовавшие совершенствованию силы, быстроты, ловкости и выносливости.
По сравнению с предыдущим комплексом количество норм было значительно уменьшено.
В комплексы БГТО и ГТО 2-й ступени входили две ступени на «сдано» и «отлично». Была установлена повторная сдача норм для значкистов ГТО 2-й ступени при переходе в следующую возрастную группу, а нормы по выбору для получения такого значка с отличием приравнивались к нормам третьего разряда всесоюзной спортивной классификации.
В годы Великой Отечественной войны, когда перед всеми физкультурными организациями страны стала задача массовой военно-физической подготовки населения, комплекс ГТО был одним из важнейших средств в этой работе. Значкисты ГТО, овладевшие военно-прикладными двигательными навыками, добровольно ушли на фронт, успешно действовали в партизанских отрядах.
1946—1954 гг. В послевоенное время комплекс ГТО продолжал совершенствоваться в соответствии с задачами, стоящими перед физкультурным движением того времени. Введенный в 1946 году комплекс ГТО характеризовался тем, что было сокращено количество норм, установлена взаимосвязь между этими нормами и программами физического воспитания школ и учебных заведений, уточнены и изменены возрастные группы сдающих нормы ГТО.
После окончания Великой Отечественной войны, когда страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства, Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза в декабре 1948 года в своем постановлении выдвинул перед физкультурными организациями страны задачу дальнейшего развития физкультурного движения, повышения уровня мастерства спортсменов и на этой основе завоевания советскими спортсменами мировых первенств и рекордов по основным видам спорта.
Естественно, что все это потребовало дальнейшего совершенствования комплекса ГТО.
1955—1958 гг. В комплексе ГТО, введенном с 1 января 1955 года, было исключено деление нормативов на обязательные и по выбору. В каждую ступень входили нормы обязательные для всех сдающих на значок. Для получения значка ступени БГТО требовалось на соревнованиях сдать 10 норм, значка ГТО 1-й ступени— 12 норм и значка ГТО 2-й ступени— 11 норм.
В этом комплексе были установлены новые возрастные группы сдающих нормы ГТО, а также дифференцированные нормативные требования для различных возрастов физкультурников.
1959—1971 гг. Наиболее существенные изменения были внесены в комплекс ГТО, введенный в 1959 году.
Проект комплекса был опубликован в августе 1958 года для широкого обсуждения. Небезынтересно отметить, что в ходе обсуждения всеобщую поддержку получило положение об идейной целеустремленности и патриотической направленности комплекса, требование тесного и органического сочетания программы по физическому воспитанию в школах и учебных заведениях, а также введение системы начисления очков за показанные результаты, что позволяло учитывать местные условия работы каждого коллектива, возможности и склонности каждого физкультурника.
Введенный в январе 1959 года усовершенствованный физкультурный комплекс ГТО состоял из трех ступеней. Ступень БГТО — для школьников 14—15 лет, ГТО 1-й ступени — для юношей и девушек 16—18 лет, ГТО 2-й ступени — для молодежи 19 лет и старше.
Физкультурные организации, выполняя требования комплекса, вносили новые предложения по проведению массовых спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Комплекс ГТО стал базой повышения уровня мастерства.
Каковы же характерные особенности нового комплекса «Готов к труду и обороне»?
Являясь важным средством развития советской системы физического воспитания, он призван способствовать дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь советских людей, созданию необходимых возможностей для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.
Новый комплекс ГТО позволил улучшить массовую физкультурно-спортивную работу в каждом коллективе физической культуры, в спортивном клубе и в целом в стране, решить целый ряд важнейших вопросов, связанных с укреплением здоровья советских людей, их физическим совершенством, переходом от массового физкультурного движения к общенародному. Расширились возрастные рамки комплекса: добавились ступени для школьников 10—13 лет и трудящихся 40—60 лет.
Приложение № 2
Анкета для учащихся
1. ФИО учащегося ____________________________________________-
2. Дата рождения _____________________________________________ .
3. Класс ______________________________________________________ .
4. Группа здоровья: основная, подготовительная (нужное подчеркнуть).
5. Уровень вашей физической подготовленности: высокий, средний, низкий (нужное подчеркнуть).
6. Какая оценка по предмету «физическая культура» была в предыдущем году___________ .
7. Занимаетесь ли вы спортом, если да, то укажите вид(ы) спорта )______________________ .
8. Укажите название той организации, в которой занимаетесь спортом (ДЮСШ, СДЮШОР, спортивный клуб) (нужное подчеркнуть).
9. Имеете ли вы спортивные разряды? ______________________________________________ .
9. Укажите ранг соревнований, в которых вы принимали участие:
· школьных;
· районных;
· городских;
· всероссийских;
· международных.
Приложение № 3
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ (ТЕСТЫ) НОРМ "ГТО":
1. Челночный бег 3х10 м
2. Бег на 30, 60, 100 м
3. Бег на 1; 1,5; 2; 3 км
4. Смешанное передвижение
5. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
6. Прыжок в длину с разбега
7. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине
8. Подтягивание из виса на высокой перекладине
9. Рывок гири
10. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
11. Поднимание туловища из положения лежа на спине
12. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или гимнастической скамье
13. Метание теннисного мяча в цель
14. Метание спортивного снаряда на дальность
15. Плавание на 10, 15, 25, 50 м
16. Бег на лыжах на 1, 2, 3, 5 км
17. Кросс по пересеченной местности на 1, 2, 3, 5 км
18. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия
19. Туристский поход с проверкой туристских навыков.
Приложение № 4
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольных спортивных соревнованиях между классами
по комплексу ГТО
1. Цели
Внутришкольные спортивные соревнования между классами по комплексу ГТО проводятся на основании Положения «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ (ГТО)» утвержденным постановлением Правительства РФ №540 от 11 июня 2014 г. (далее-комплекс ГТО) в целях:
- развития массового спорта в школе;
- пропаганды здорового образа жизни среди учащихся;
- повышения интереса юношей старших классов к развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества;
- осуществления контроля, за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;
- организации культурно-спортивного и массового досуга школьников.
2. Участники
Участниками соревнований являются учащиеся 1 – 4 классов школы, допущенные по состоянию здоровья к спортивным соревнованиям.
3. Содержание и структура соревнований ГТО
Комплекс состоит из ступеней:
- I ступень – 1 - 2 класс;
- II ступень – 3 - 4 класс;
- III ступень – 5 – 6 класс;
- IV ступень – 7 – 8 класс;
- V ступень – 9 – 11 класс.
Основу комплекса ГТО составляют виды испытаний и нормативы, предназначенные для определения уровня развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и уровня овладения основными прикладными навыками (бега на лыжах, метаний).
Перечень видов испытаний комплекса ГТО:
- бег на короткие и средние дистанции – определение развития скоростных возможностей;
- наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами – определение развития гибкости;
- бег на длинные дистанции – определение развития выносливости;
- подтягивание на перекладине, поднимание прямых ног из положения виса на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа – определение развития силы и силовой выносливости;
- подъем туловища из положения лежа – определение развития силовой выносливости;
- прыжки в длину – определение скоростно-силовых возможностей;
- метание мяча для тенниса или спортивного снаряда на дальность
- бег на лыжах – владение прикладными навыками;
Для всех ступеней комплекса ГТО школа определяет одинаковое число испытаний, необходимых для сдачи нормативов.
Автор(ы): Строганова Виктория Владимировна
Приложения: