Формы и методы работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья в условиях ДОУ
Зяблицких Татьяна Владимировна
Задачи:
- Дать элементарные представления о мелкой моторике рук.
- Пополнить знания о развитии мелкой моторики рук детей в домашних условиях.
Систематическая работа в направлении развития мелкой моторики приносит результаты:
1. Кисти рук становятся более подвижными и координированными.
2. Улучшается речь.
3. Развиваются память, мышление и внимание.
4. Определяется ведущая рука.
5. Ребенок начинает правильно держать карандаш и ориентироваться на листе бумаги.
6. Улучшается эмоциональное состояние и развиваются коммуникативные навыки.
Актуальность проблемы.
Семья является естественным пространством, оказывающим решающее влияние на комплексное развитие ребенка с момента его появления на свет. Воспитатели стараются максимально привлечь родителей в совместное дело преодоления речевых нарушений.
Задача воспитателя — помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их методами и приемами для преодоления речевых нарушений и наполнить домашние задания конкретным содержанием.
Это особенно важно для детей, посещающих коррекционно-логопедические занятия, поскольку родители должны уметь использовать специальные знания, применимые дома.
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, включает коррекционно-логопедическое воздействие со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей.
Взаимодействие с семьей важно не только для педагогов, но прежде всего для родителей. Ошибочно думать, что проблемы в развитии ребенка исчезнут сами собой с возрастом. «Основой работы педагога с родителями является понимание развивающихся взаимодействий в детском саду и семье, где каждый член содействует развитию другого и находит условия для собственного личностного развития и повышения педагогической компетенции».
С каждым днем проблема обучения детей с ограниченными психофизическими способностями становится все более актуальной. Это связано с увеличением числа детей с отклонениями в развитии. Дети с ОВЗ требуют повышенного внимания, у них слабо развит познавательный интерес и снижена активность.
Нарушение мелкой моторики рук часто встречается у таких детей и может быть вызвано заболеваниями нервной системы или физическими травмами. Развитие тонких движений рук непосредственно влияет на функционирование головного мозга и речевой аппарат ребенка.
Мелкая моторика — это деятельность, в которой главную роль играют скоординированные движения мелких мышц руки и глаза. К навыкам мелкой моторики относятся: хватание предметов, рисование и другие действия, которые подготавливают ребенка к изучению школьных дисциплин.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики умеют логически рассуждать, имеют развитую память и внимание.
Как говорил Василий Сухомлинский, «истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Чем больше уверенности в движениях рук, тем сложнее становятся движения и ярче творческая стихия детского разума.
Марионилла Кольцова доказала, что «рука — это второй центр речи», и развитие речевой зоны происходит параллельно с развитием тонких движений пальцев рук. Эти выводы не случайны, поскольку моторика относится к высшим психическим функциям. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Ход семинара-практикума:
Воспитатель: Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, уважаемые родители, с чем это связано?
(Высказывания родителей)
Вывод: Это можно объяснить несколькими причинами:
- Взрослые меньше говорят с детьми из-за занятости на работе и дома.
- Дети реже общаются, так как много времени проводят за экраном.
- Современные игрушки и вещи не способствуют развитию моторики.
Воспитатель: В детском саду мы занимаемся рисованием, аппликацией, лепкой и выполняем упражнения для развития мелкой моторики. На каждом занятии мы используем пальчиковую гимнастику и массаж рук.
Пальчиковые игры и упражнения:
- Игры-манипуляции («Сорока-ворона», «Ладушки»).
- Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением.
- Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Давайте поиграем в пальчиковые игры, которые мы проводим с детьми в группе.
Мои игрушки
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Это зайка,
Это пёс.
Вот машинка без колёс.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
Дом
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!
Руки сложить домиком, и поднять над головой
Пальчики обеих рук соединить в кружочек
Ладошки рук соединяем вместе вертикально
Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики
Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой
Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения
Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"
Хлеб
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно!
Сжимают и разжимают кулачки
Прихлопывают ладошками, «лепят»
Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца
Обе ладошки разворачивают вверх
Гладят живот
Грибы
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца
Игры с простыми предметами:
Шестигранные карандаши, шнуровки, игры с прищепками и сыпучими материалами.
Примеры упражнений:
- Пересыпание крупы.
- «Волшебные мешочки» для угадывания на ощупь.
- Рисование на крупе.
Игры с различными материалами:
Упражнения с бумагой и ножницами, игры с конструкторами и пластилином.
Обмен впечатлениями:
Сегодня вы хорошо потрудились. Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного. Замечательно, если вы будете выполнять эти упражнения дома.
Работа в детском саду невозможна без поддержки родителей. Мы оформляем папки-памятки и приглашаем вас на семинары и мастер-классы.
Автор(ы): Зяблицких Татьяна Владимировна
Приложения: