Проектная деятельность в биологии, как необходимое
условие профессионального самоопределения

Вахитова Гульнара Амангельдиевна

Моя методическая тема продиктована современными тенденциями в системе образования. Сегодня акцент смещается из области усвоения суммы знаний в область развивающего мышления, творческого овладевания методами принятия решений.

Для биологического образования переориентация с традиционных методов на новые для меня выглядят следующим образом:

–  учиться изучать: постановка аналитических проблемных вопросов, критическое и системное мышление, ориентация на будущее, к выбору жизненного пути;

–  учиться делать: например, через развитие научно–исследовательского подхода, не мыслю сегодня урока без интерактивных технологий и творческих заданий;

–  учиться быть: это значит, развивать в учениках уверенность в себе, своих знаниях, помогать в преодолении стресса и развитие коммуникабельности, что все более и более актуализируется, например, при трудоустройстве;

–  учиться жить и работать в социуме: через формирование уважения другим людям, ответственности за свои поступки, учиться быть объективным;

Хочу представить модель методической системы, которую выстроила для себя в результате постоянного педагогического поиска. Цель, которой – развитие личности учащегося через проектную деятельность, с использованием инновационных методов обучения и воспитания, и дальнейшее профессиональное самоопределение и самореализация.

1 ступень – формирование базовых знаний (forming of competence), построено на содержании предмета биология, как науки естественнонаучного цикла. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, развитие представлений о единстве происхождения всего живого на Земле и т.д., в том числе через интегративный подход в обучении биологии, с обязательным включением компонентов знаний по биохимии, биофизике, эколого–географических знаний и умений. Развитие знаний, навыков и умений на уроке, внеклассных мероприятиях, экскурсиях, занятиях совместных с ВМА им. Кузнецова, РГПУ им.А.И. Герцена (факультеты географии и биологии) через:

–  активные учебные лекции (т.е. не просто излагаю тему, а прерываю вопросами, анализом «кейсов», элементами дискуссии);

–  «мозговой штурм» (с использованием технологии критического мышления);

–  информационный лабиринт

–  2ступень  –  развитие  через  научно–исследовательскую,  проектную  деятельность

(development by search work).

Осуществляю через: а) составление индивидуального маршрута (если это проблемные дети, по состоянию здоровья); б) классическую форму наставничества (модель ученик–учитель) это основная масса успевающих ребят в школе; в) отдельно выделяю одаренных детей, работа с которыми ориентирована на достижение максимального успеха в различных областях знаний.

Представляю варианты проектов, которые успешно освоены детьми, коллегами и распространены на уровне района, города, межрегиональном, всероссийском уровнях:

–  мониторинг радиационной обстановки в школе(биофизика);

–  мониторинг пищевых продуктов и пищевых добавок(биохимия);

–  мониторинг состояния водных источников района (экологическое краеведение);

–  экологическая оценка одежды учащихся;

–  мониторинг состояния здоровья учащихся (совместно с факультетом биологии, РГПУ им. Герцена);

–  проект: Человек. Семья.Здоровье (совместно с ВМА им. Кузнецова);

–  мониторинг «Экологические проблемы Балтийского моря» (совместно с факультетом географии РГПУ им.Герцена).

3ступень – подготовка к выбору профессии (job orientation)

Осуществляю через ознакомление с теми Вузами города, которые непосредственно связаны с моей предметной областью – это медицинские, фармацевтические, педагогические вузы

(факультеты биологии и географии, естествознания), а также различные факультеты, связанные с экологическим контролем на местах, ветеринарная академия, академия им. Лесгафта.

Также, это консультации для родителей в день открытых дверей нашей школы, что помогает «вскрыть» возможные проблемы каждого выпускника (при сдаче ЕГЭ, например) и предложить пути их возможного устранения.

Для учителя конечным желаемым результатом, я считаю, является воспитание полноценной, гармонично развитой, самодостаточной личности. Система любого учителя, несомненно, строится на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Основные пункты моей методической системы основываются на создании условий в социокультурном пространстве школы для творческой реализации личности, на основе педагогики сотрудничества, с разработкой индивидуальных маршрутов, чтобы подвести ребенка к взрослой жизни, выбору жизненного пути. Обучать без принуждения, внушая уверенность в преодолении сложной цели, такой как, например, выбор профессии.

Преподавание биологии должно быть направлено на изменение мировоззрения по отношению к природе, ценности жизни через включение самого ученика в процесс освоения знаний и самого себя, что немаловажно, в условиях современной действительности.

В конечном итоге, учиться быть нужным другим людям, Родине, приносить пользу обществу, но при этом быть самодостаточной, гармонично развитой личностью. Иметь мечту и просто идти к ее реализации.

Будучи классным руководителем, применяю личностный подход в воспитании ребят, сотрудничество учителей–учеников–родителей. Всегда даю высказаться каждому ребенку, ведь это так важно, чтобы тебя услышал взрослый.

Зачастую требуется помощь не только учителя, классного руководителя, но и психолога, социального педагога.

Поэтому работаю в неразрывном тандеме со службой психолого–социального сопровождения.


Автор(ы): Вахитова Гульнара Амангельдиевна
Приложения: