Проектная деятельность в биологии, как необходимое
условие профессионального самоопределения
Вахитова Гульнара Амангельдиевна
Моя методическая тема продиктована современными тенденциями в системе образования. Сегодня акцент смещается из области усвоения суммы знаний в область развивающего мышления, творческого овладевания методами принятия решений.
Для биологического образования переориентация с традиционных методов на новые для меня выглядят следующим образом:
– учиться изучать: постановка аналитических проблемных вопросов, критическое и системное мышление, ориентация на будущее, к выбору жизненного пути;
– учиться делать: например, через развитие научно–исследовательского подхода, не мыслю сегодня урока без интерактивных технологий и творческих заданий;
– учиться быть: это значит, развивать в учениках уверенность в себе, своих знаниях, помогать в преодолении стресса и развитие коммуникабельности, что все более и более актуализируется, например, при трудоустройстве;
– учиться жить и работать в социуме: через формирование уважения другим людям, ответственности за свои поступки, учиться быть объективным;
Хочу представить модель методической системы, которую выстроила для себя в результате постоянного педагогического поиска. Цель, которой – развитие личности учащегося через проектную деятельность, с использованием инновационных методов обучения и воспитания, и дальнейшее профессиональное самоопределение и самореализация.
1 ступень – формирование базовых знаний (forming of competence), построено на содержании предмета биология, как науки естественнонаучного цикла. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, развитие представлений о единстве происхождения всего живого на Земле и т.д., в том числе через интегративный подход в обучении биологии, с обязательным включением компонентов знаний по биохимии, биофизике, эколого–географических знаний и умений. Развитие знаний, навыков и умений на уроке, внеклассных мероприятиях, экскурсиях, занятиях совместных с ВМА им. Кузнецова, РГПУ им.А.И. Герцена (факультеты географии и биологии) через:
– активные учебные лекции (т.е. не просто излагаю тему, а прерываю вопросами, анализом «кейсов», элементами дискуссии);
– «мозговой штурм» (с использованием технологии критического мышления);
– информационный лабиринт
– 2ступень – развитие через научно–исследовательскую, проектную деятельность
(development by search work).
Осуществляю через: а) составление индивидуального маршрута (если это проблемные дети, по состоянию здоровья); б) классическую форму наставничества (модель ученик–учитель) это основная масса успевающих ребят в школе; в) отдельно выделяю одаренных детей, работа с которыми ориентирована на достижение максимального успеха в различных областях знаний.
Представляю варианты проектов, которые успешно освоены детьми, коллегами и распространены на уровне района, города, межрегиональном, всероссийском уровнях:
– мониторинг радиационной обстановки в школе(биофизика);
– мониторинг пищевых продуктов и пищевых добавок(биохимия);
– мониторинг состояния водных источников района (экологическое краеведение);
– экологическая оценка одежды учащихся;
– мониторинг состояния здоровья учащихся (совместно с факультетом биологии, РГПУ им. Герцена);
– проект: Человек. Семья.Здоровье (совместно с ВМА им. Кузнецова);
– мониторинг «Экологические проблемы Балтийского моря» (совместно с факультетом географии РГПУ им.Герцена).
3ступень – подготовка к выбору профессии (job orientation)
Осуществляю через ознакомление с теми Вузами города, которые непосредственно связаны с моей предметной областью – это медицинские, фармацевтические, педагогические вузы
(факультеты биологии и географии, естествознания), а также различные факультеты, связанные с экологическим контролем на местах, ветеринарная академия, академия им. Лесгафта.
Также, это консультации для родителей в день открытых дверей нашей школы, что помогает «вскрыть» возможные проблемы каждого выпускника (при сдаче ЕГЭ, например) и предложить пути их возможного устранения.
Для учителя конечным желаемым результатом, я считаю, является воспитание полноценной, гармонично развитой, самодостаточной личности. Система любого учителя, несомненно, строится на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
Основные пункты моей методической системы основываются на создании условий в социокультурном пространстве школы для творческой реализации личности, на основе педагогики сотрудничества, с разработкой индивидуальных маршрутов, чтобы подвести ребенка к взрослой жизни, выбору жизненного пути. Обучать без принуждения, внушая уверенность в преодолении сложной цели, такой как, например, выбор профессии.
Преподавание биологии должно быть направлено на изменение мировоззрения по отношению к природе, ценности жизни через включение самого ученика в процесс освоения знаний и самого себя, что немаловажно, в условиях современной действительности.
В конечном итоге, учиться быть нужным другим людям, Родине, приносить пользу обществу, но при этом быть самодостаточной, гармонично развитой личностью. Иметь мечту и просто идти к ее реализации.
Будучи классным руководителем, применяю личностный подход в воспитании ребят, сотрудничество учителей–учеников–родителей. Всегда даю высказаться каждому ребенку, ведь это так важно, чтобы тебя услышал взрослый.
Зачастую требуется помощь не только учителя, классного руководителя, но и психолога, социального педагога.
Поэтому работаю в неразрывном тандеме со службой психолого–социального сопровождения.
Автор(ы): Вахитова Гульнара Амангельдиевна
Приложения: