Крнспект урока в 6 классе
Словарная статья. Требования к составлению
словарной статьи
- Нечаева Наталия Сергеевна
Комментарий
Цель урока: дать представление о различных словарях, показать их назначение и область применения, формировать умение пользоваться словарями и составлять словарную статью.
Регулятивные ууд:; ставить и формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку
Познавательные ууд: формировать умение вести самостоятельный поиск информации, делать обобщения и выводы; строить речевое высказывание;
Коммуникативные ууд: совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; развивать речевую культуру.
Ход урока
1. Организационный момент .
Организация внимания учащихся, подготовка и настрой на учебную деятельность, создание благоприятного психологического климата.
2. Актуализация знаний, определение темы, задач урока.
Слайд 1 Повторение стилей речи
-Сегодня к нам на помощь снова пришел колобок. Его историю можно рассказать по-разному. Проанализируйте, пожалуйста, предложенные тексты (по группам)
1гр: В одно прекрасное утро, когда солнце золотило верхушки сосен, на подоконнике избы лежал пышненький и румяненький колобок. Он задумчиво глядел на дорогу, лентой убегавшую вдаль. Дорога манила его. Не выдержав, розовым клубочком колобок скатился с подоконника и выкатился на дорогу.
Бабушка и дедушка, узнав об этом, впали в глубокую печаль
2гр: На подоконнике размером 50 см на 1 метр находился колобок, изготовленный из сметаны и муки. В 7 часов 30 минут колобок начал передвижение из пункта А в пункт Б.
3 гр.: Граждане! В наших рядах еще существуют вопиющие случаи неблагодарности! Когда испеченные бабушкой колобки покидают родные подоконники и катятся по наклонной плоскости дороги!
4 гр. : Справка дана колобку в том, что он покинул подоконник в 7-30 утра.
5 гр. : Всем привет! Вы в курсе, что колобок укатился с подоконника? Бабку и дедку жалко!
-Что объединяет данные тексты? Чем отличаются?
Кто такой колобок? (версии детей) Где можно точно узнать значение этого слова?
-Какие словари вы знаете?
Слайд 2:Какие из них вам знакомы? С какими мы работали? Какие вы видите впервые? Познакомимся с ними (учитель показывает и рассказывает)
Это тема нашего урока. Составление словарной статьи.(слайд3)
Какие вопросы, задачи мы можем поставить? Продолжите:
1. Познакомиться…(с различными словарями);
2. Учиться работать…(с словарной статьёй);
3. Самостоятельно составлять… (словарную статью)(слайд3 )
3. Изучение нового
-Что такое статья? Давайте заглянем в толковый словарь.
СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья. . 2) Раздел официального юридического акта, документа (например, С. закона, С. международного договора).
-Из каких частей состоит словарная стать? Почему две цифры? Как называются такие слова? ( слайд 4-5)
4.Закрепление изученного
-Что же такое колобок? ( слайд 6)
колобок
1. -а, м.р.уменьш.-ласк. к колоб; небольшой круглый (шарообразный) хлебец ◆ Собравши немного муки, стали месить колобок. ◆ На столе, в берестяной плетенке, рассыпчатые колобки, калачи, с румяной корочкой. Федор Абрамов, «Братья и сестры»,
1) Проанализируйте словарную статью и заполните таблицу.
заголовочное слово | окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч. | толкование | пример использования данного слова в речи. |
2) Давайте вспомним, а с чего началась сказка. ( слайд 7)
Взяла старуха крылышко, по коробу поскр…бла, по сусеку пом…ла и наскр…бла муки горсти две. Зам…сила муку на см…тане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить пол…жила.
Вставить пропущенные буквы, выполнить синтаксический разбор предложения
Найдите устаревшее слово.
3)Соберите словарную статью. Из каких частей она будет состоять ( слайд 8) :
отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна или муки; сусек; Перед ней на дворе стояли рядом амбар с сусеками для овса; -а, муж., сусека жен.
устар.
-Проверим себя ( слайд 8) Чтение статей. Взаимопроверка и взаимооценка в паре.
5.Контроль усвоения знаний
А теперь предлагаю самим выступить в роли лексикографов и написать статью для лингвистического словаря . ( слайд 9) Кто встретился колобку? ( задание по группам)
2.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.
3.Дать предложенному слову толкование.
4.Привести пример использования данного слова в речи.
Чтение полученных статей. У какой группы однозначное слово.
Рефлексия:
-Что нового вы узнали?
-Эти знания пригодятся в жизни?
-Что вызвало трудность?
Раскрасьте колобка, который соответствует теме
Оцените свою работу на уроке .
Домашнее задание
Но иногда бывает так, что я вас не понимаю. Очень много непонятных слов непонятных слов наполнили вашу речь.
Вот так сегодня могло бы выглядеть одно знаменитое стихотворение. Узнали?
1.Переведите стихотворение (устно)
2. Составьте словарную статью с одним из выделенных слов
Я помню ламповое время:
Рядом заспавнилась ты,
Как рандомная фича,
Как соул чистой милоты.
Автор(ы): Нечаева Наталия Сергеевна
Приложения:
670bd631a88f5_6р_словарная_статья_раб_лист.doc