Крнспект урока в 6 классе

Словарная статья. Требования к составлению
словарной статьи

  • Нечаева Наталия Сергеевна

Комментарий

Цель урока: дать представление о различных словарях, показать их назначение и область применения, формировать умение пользоваться словарями и составлять словарную статью.

Регулятивные ууд:; ставить и формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку

Познавательные ууд: формировать умение вести самостоятельный поиск информации, делать обобщения и выводы; строить речевое высказывание;

Коммуникативные ууд: совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  развивать речевую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент .

Организация внимания учащихся, подготовка и настрой на учебную деятельность, создание благоприятного психологического климата.

2. Актуализация знаний, определение темы, задач урока.

Слайд 1 Повторение стилей речи

-Сегодня к нам на помощь снова пришел колобок. Его историю можно рассказать по-разному. Проанализируйте, пожалуйста, предложенные тексты (по группам)

1гр: В одно прекрасное утро, когда солнце золотило верхушки сосен, на подоконнике избы лежал пышненький и румяненький колобок. Он задумчиво глядел на дорогу, лентой убегавшую вдаль. Дорога манила его. Не выдержав, розовым клубочком колобок скатился с подоконника и выкатился на дорогу.

Бабушка и дедушка, узнав об этом, впали в глубокую печаль

 2гр: На подоконнике размером 50 см на 1 метр находился колобок, изготовленный из сметаны и муки. В 7 часов 30 минут колобок начал передвижение из пункта А в пункт Б.

3 гр.: Граждане! В наших рядах еще существуют вопиющие случаи неблагодарности! Когда испеченные бабушкой колобки покидают родные подоконники и катятся по наклонной плоскости дороги!

4 гр. : Справка дана колобку в том, что он покинул подоконник в 7-30 утра.

5 гр. : Всем привет! Вы в курсе, что колобок укатился с подоконника? Бабку и дедку жалко!

-Что объединяет данные тексты? Чем отличаются?

Кто такой колобок? (версии детей) Где можно точно узнать значение этого слова?

-Какие словари вы знаете?                                                

Слайд 2:Какие из них вам знакомы? С какими мы работали? Какие вы видите впервые? Познакомимся с ними (учитель показывает и рассказывает)

Это тема нашего урока. Составление словарной статьи.(слайд3)

Какие вопросы, задачи мы можем поставить? Продолжите:

1.     Познакомиться…(с различными словарями);

2.     Учиться работать…(с словарной статьёй);

3.     Самостоятельно составлять… (словарную статью)(слайд3 )

3. Изучение нового

-Что такое статья? Давайте заглянем в толковый словарь.

СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная статья. Критическая статья. . 2) Раздел официального юридического акта, документа (например, С. закона, С. международного договора).

-Из каких частей состоит словарная стать? Почему две цифры? Как называются такие слова? ( слайд 4-5)

4.Закрепление изученного

-Что же такое колобок? ( слайд 6)

колобок

1.     -а, м.р.уменьш.-ласк. к колоб; небольшой круглый (шарообразный) хлебец ◆ Собравши немного муки, стали месить колобок. ◆ На столе, в берестяной плетенке, рассыпчатые колобки, калачи, с румяной корочкой. Федор Абрамов, «Братья и сестры»,

1)     Проанализируйте словарную статью и заполните таблицу.

заголовочное словоокончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.толкованиепример использования данного слова в речи.

2)     Давайте вспомним, а с чего началась сказка. ( слайд 7)

Взяла старуха крылышко, по коробу поскр…бла, по сусеку пом…ла и наскр…бла муки горсти две. Зам…сила муку на см…тане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить пол…жила.

 

Вставить пропущенные буквы, выполнить синтаксический разбор предложения

Найдите устаревшее слово.

3)Соберите словарную статью. Из каких частей она будет состоять ( слайд 8) :

отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна или муки; сусек; Перед ней на дворе стояли рядом амбар с сусеками для овса; -а, муж., сусека жен.

устар.

-Проверим себя ( слайд 8) Чтение статей. Взаимопроверка и взаимооценка в паре.

5.Контроль усвоения знаний

А теперь предлагаю самим выступить в роли лексикографов и написать статью для лингвистического словаря . ( слайд 9) Кто встретился колобку? ( задание по группам)

2.Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.

3.Дать предложенному слову толкование.

4.Привести пример использования данного слова в речи.

Чтение полученных статей. У какой группы однозначное слово.

Рефлексия:

-Что нового вы узнали?

-Эти знания пригодятся в жизни?

-Что вызвало трудность?

Раскрасьте колобка, который соответствует теме

Оцените свою работу на уроке .

Домашнее задание

Но иногда бывает так, что я вас не понимаю. Очень много непонятных слов непонятных слов наполнили вашу речь.

Вот так сегодня могло бы выглядеть одно знаменитое стихотворение. Узнали?

1.Переведите стихотворение (устно)

2. Составьте словарную статью с одним из выделенных слов

Я помню ламповое время:
Рядом заспавнилась ты,
Как рандомная фича,
Как соул чистой милоты.


Автор(ы): Нечаева Наталия Сергеевна
Приложения:
670bd631a88f5_6р_словарная_статья_раб_лист.doc