Возможности уроков географии в реализации
Единой модели профессиональной ориентации школьников

Зимина Елена Ивановна

С целью решения задач по развитию экономики, укреплению технологического суверенитета Российской Федерации и формирования единого профориентационного пространства, обеспечивающего готовность выпускников общеобразовательных организаций к профессиональному самоопределению, Министерство просвещения России с 1 сентября 2023 года внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы,  Единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум.

Единая модель профессиональной ориентации – это совокупность целей, средств и результатов осуществления профориентационной деятельности с обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на всей территории Российской Федерации.

Для реализации профориентационых мероприятий используются следующие форматы: урочная деятельность, внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты», практико-ориентированный модуль (мероприятия по профессиональному выбору), дополнительное образование, взаимодействие с родителями (законными представителями) и профессиональное обучение.

В зависимости от ресурсов образовательной организации предусмотрено три уровня реализации профминимума: базовый, основной и продвинутый.

Одним из форматов реализации профориентационной работы является урочная деятельность, предполагающая определенное количество часов на каждом из уровней реализации:

Базовый уровень

40 ч/год

Основной уровень

60 ч/год

Продвинутый уровень

80 ч/год

4 ч

9 ч

11 ч

Урочная деятельность включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности, а также решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым. В уроках общеобразовательного цикла становятся обязательными модули, посвященные значимости учебного предмета для профессиональной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы по географии на уровне основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Министерством просвещения Российской Федерации предусмотрено непосредственное применение федеральной рабочей  программы по учебному предмету «География», поэтому урочная деятельность по географии не предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. проводится в рамках учебного плана.

При этом профориентация может быть реализована с использованием общедоступного сегмента платформы проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru, а также электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Предметные профориентационные уроки расскажут о том, как география будет полезна в профессиональной деятельности и в каких отраслях знание географии пригодится больше всего.

На платформе проекта «Билет в будущее» уже разработаны типовые материалы для использования в работе учителей географии в 6 и 7 классах:

-       план проведения урока;

-       облако тегов (география);

-       карточки профессий (география);

-       карта профессий (шаблон);

-       игра «Верю – не верю» (география);

-       география в профессиях;

-       видеоролик «География».

Содержание федеральной рабочей  программы по географии позволяет проводить урочную деятельность также в 8-11 классах, что является актуальным с учетом запросов рынка труда Санкт-Петербурга, развитием современных производств и внедрения интерактивных технологий.


Автор(ы): Зимина Елена Ивановна
Приложения: