Элементы стретчинга как средство развития гибкости
Волкова Любовь Александровна
Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжки — это гибкость, гибкость — это молодость, молодость — это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе.
Е.И. Зуев
Из всех средств развития гибкости дошкольников, используется стретчинг. Понятие «стретчинг» является производным от английского слова stretch, означающего тянуть, растягивать.
Несколько лет назад система стретчинга популярная за рубежом, стала известна и в нашей стране. Стретчинг представляет собой совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывает новые возможности при работе с детьми. Исследованиями этой проблемы занималась В.Л. Сегаль и некоторые другие ученые.
Наряду с традиционными системами развития гибкости в настоящее время получила распространение система стретчинга основой, которой являются статические упражнения. Как отмечает Степаненкова Э. Я. , стретчинг-это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств.
Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определённая поза.
Таким образом, стретчинг — это метод фиксированной растяжки.
В настоящее время этот вид физической активности набирает популярность в дошкольных образовательных учреждениях. Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела, причём этот широкий спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных положений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гибкости и подвижности в суставах у детей дошкольного возраста. Стрейчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вводят ребёнка в рабочий ритм. Особенно этому способствует сочетание выполнения движений и звучащее художественное слово.
И.А. Клочева считает, что стретчинговые упражнения способствуют расслаблению мышц через растяжку безе перенапряжения. Методика стретчинга из-за перерастяжения мышц исключает включение баллистических упражнений. В ходе упражнений важно недорастягивать мышцу, чем перерастягивать ее, тогда как всегда остается запас растяжки при правильном его выполнении.
Выполняя упражнения с запасом растяжки, каждый раз мышца готовится к большему растяжению, минуя чувство напряжения. В основе лежит свойство ползучести. Мышцы можно сделать эластичными, а тело гибким без перенапряжения и перерастяжки.
С.Ю. Червоткина, Э.Р. Антонова, Л.Б. Фомина предложили следующие виды стретчинга .
1. Статическая растяжка является самой распространенной и рекомендуемой. Принимается определенное положение и удерживается в течение 30-60 секунд. Застыв в позе, важно сфокусировать внимание на ощущениях в мышцах. Необходимо чувствовать безболезненное ощущение мягкого вытягивания. Основная нагрузка, направленная на мышцы, оказывает мягкое воздействие на суставы и сухожилия. В процессе выполнения упражнения происходит растяжка своим весом посредством наклонов вперед. Важно расслабиться и «повиснуть» тяжестью туловища. Шпагат предполагает расслабление только в паху, а не в коленях.
2. Пассивная растяжка используется не собственное усилие, а помощь инструктора.
3. Динамическая растяжка заключается в контролируемых движениях рук и ног, плавно пружинящих в диапазоне индивидуальных возможностей мышц через быстрое или медленное движение с акцентом, всевозможные махи, перекаты из шпагата в шпагат.
4. Баллистическая растяжка – это неконтролируемое движение. Например, чтобы коснуться пальцами ног в складке, используются несколько раз пружинистые движения с хорошей амплитудой вниз. В начале работы важно осторожно использовать данный тип растяжки.
5. Активная изолированная растяжка заключается в технике растяжки для локализации, изолирования и растягивания каждой отдельной мышцы. Используется для хорошего разогрева мышц перед и после тренировки. Активное растяжение используется, когда принимается положение и затем держится поза без посторонней помощи, исключительно за счет силы мышц.
6. Изометрическая растяжка – заключается в чередовании напряжения с расслаблением. Например, в шпагате садятся в правильное положение, затем опускаются до легкой боли и напрягают мышцы ног так, будто нужно подняться вверх силой только ног. Происходит максимальное напряжение, в котором нужно держаться 20 секунд, а затем расслабить мышцы и садиться ниже с повторами несколько раз.
7. Проприоцептивная нервно-мышечная растяжка является наилучшим способом увеличить амплитуду движений под контролем тренера, включает в себя пассивную растяжку с сокращением мышц изометрически, то есть в первом случае мышца осторожно растягивается, а затем изометрически сокращается, во втором случае после расслабления «основной» мышцы осуществляется сокращение противодействующей мышцы, повторяя несколько раз.
Статическую растяжку используют чаще всего и считают наиболее эффективной и менее травмоопасной. Каждое упражнение на растяжку полезно при правильном подборе исходя из целей и задач.
По мнению А.Г. Назаровой, стретчинг является совершенно новым подходом, новым способом физического воспитания детей дошкольного возраста. Это комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности суставов, их укрепление, улучшение эластических свойств, тренировка мышечно-связочного аппарата, развитие крепких мышц и связок».
Сущность методики стретчинга заключается в использовании медленных и плавных движений, сгибаний и разгибаний, способствующим растягиванию группы мышц. Определенная поза удерживается и принимается в течение определенного промежутка времени. Стретчинг является методом фиксированной растяжки.
Основополагающим принципом стретчинга является постепенность и регулярность растяжки, абсолютная безболезненность. Методика стретчинга основывается на релаксации и ползучести.
Ползучесть характеризуется свойством мышц менять свою длину при одинаковой нагрузке и напряжении с течением времени.
Релаксация характеризуется свойством мышц расслабляться при одинаковой нагрузке и напряжении с течением времени.
Физкультурные занятия и игры с использованием элементов стретчинга позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других. При проведении занятий с элементами стретчинга приобщают детей к непосредственному участию в различных соревнованиях. При этом дети ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребенка.
При планировании работы по проведению физкультурного занятия с элементами стретчинга с детьми старшего дошкольного возраста, учитываются следующие факторы:
✓ соответствие возрасту;
✓ функциональность;
✓ эмоциональный настрой детей;
✓ чередование упражнений и подвижных игр;
✓ соблюдение времени проведения.
Проведение занятий с использованием элементов стретчинга - это развитие двигательных действий, направленное на изменение физического состояния ребенка.
Стретчинговые занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посещающими ДОУ, поэтому, именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения. Занятия проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.
Проведение физкультурных занятий с элементами стретчинга для развития гибкости должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения.
Совершенствование гибкости, которая связана с овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх. Совершенствование гибкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития гибкости у детей старшего возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечает проведение стретчинговых занятий.
Стретчинговые упражнения, которые используют в физкультурных занятиях, имеют ряд своих характерных особенностей:
⦁ упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы);
⦁ для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса);
⦁ на отдельные части тела (для руки плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног);
⦁ для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости);
⦁ на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).
Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
Автор(ы): Волкова Любовь Александровна
Приложения: