Домашняя работа как средство самообразования учащихся
Назарова Екатерина Александровна
В педагогической деятельности каждый учитель преследует 3 основные цели: обучающие, развивающие и воспитывающие. Педагогическая наука не стоит на одном месте, а как любой живой организм, развивается и растёт. И вместе с ней развивается и педагог. Учитель – это основа этого живого организма. Мы обучаем, развиваем, воспитываем. И всё это чрезвычайно важно в нашей профессии.
В своей педагогической деятельности я стараюсь уделять большое внимание всем этим аспектам. На сегодняшний день концепция модернизации Российского образования и концепция профильной школы определяют социальный заказ и перспективы развития Российского образования. На мой взгляд, эти перспективы в большей степени связаны с развитием и «разворачивают» современную школу к проблеме самообразования. Меня заинтересовала эта проблема и мною была проведена интересная исследовательская работа, в которой я рассматривала такой важный аспект образовательной деятельности как домашняя работа.
Именно домашняя работа является важнейшим средством самообразования учащихся. В домашней учебной работе возрастает (по сравнению с классной) самостоятельность школьников. Таким образом, домашняя работа может служить базой для подготовки учащихся к самообразованию и имеет особенно важное значение в их образовании.
Совершенно очевидно, что классной внеклассной учебной деятельностью руководит в большей степени учитель. А домашнюю работу учащиеся организуют самостоятельно как индивидуальную, познавательную деятельность в наиболее удобном для них темпе. В домашней работе особенно ярко отражаются интересы, склонности, отношения учащихся к учению. С другой стороны, домашняя работа – обязательный вид работы, который определяется учителем, им контролируется и оценивается. Значит, очень важна роль учителя в формировании готовности учащихся к самообразованию.
А для полного использования возможностей домашней учебной работы нужно идти по линии сближения двух видов деятельности: домашней и самообразовательной деятельностей. И именно учитель играет огромную роль в этом процессе. Домашние задания должны погружать школьников в различные виды деятельности, опираться на их наблюдения, труд, игру, общение. В них должна быть большая доля самостоятельного познания. Они должны носить в меньшей степени репродуктивный характер и включать учащихся в поиск, творчество.
Мне кажется, что наиболее эффективной формой домашней работы, а также формой сближения домашней учебной работы и самообразовательной деятельности являются ученические проекты. Это творческие самостоятельные работы, в основе которых лежит самый высокий уровень познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Подготовка и представление подобных проектов формирует у учащихся полезный опыт поисковой исследовательской самостоятельной деятельности. Метод подготовки и представление проектов – это определённым образом организованная, поисковая, исследовательская деятельность учащихся (индивидуальная или групповая), которая предусматривает не просто движение этого или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организация процесса достижения этого результата.
Цель такой познавательной деятельности – решение определённой проблемы на основе содержания в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие разных познавательных умений учащихся, а именно:
v умения самостоятельно конструировать свои знания;
v умения ориентироваться в информационном пространстве;
v умения анализировать полученную информацию;
v умения самостоятельно выдвигать гипотезы;
v умения принимать решение ( поиск направления и методов решения проблемы);
v развитие критического мышления;
v умения исследовательской, творческой деятельности.
Всё это в очередной раз доказывает значимость проектной деятельности в образовании. В своей педагогической деятельности я стараюсь реализовать проектную деятельность, как на учебном, так и внеучебном материале. В данной деятельности можно выделить 3 основных пространства:
ü подготовка – подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий;
ü опыт – окончательная реализация замысла, своеобразный отчёт в связи замышленного и реализованного;
ü демонстрация – защита творческих работ и проектов (материальный результат)
Я считаю, что проектная деятельность может быть организована в рамках как одного предмета, так и нескольких. А возможности такого предмета, как английский язык очень велики. В ходе моей работы над проектной деятельностью, я разработала алгоритм для проведения ученического проекта, который, на мой взгляд, можно взять за основу любому учителю-предметнику.
Алгоритм для учителя при проведении ученического проекта:
- В начале учебного года выделите темы, вопросы, разделы программы конкретного курса, которые затрагивают интересы учащихся и по которым можно провести проект для того, чтобы учащиеся закрепили полученные знания и были способны применить их для решения конкретной проблемы и для приобретения новых знаний, умений, навыков.
- Перед проектной деятельностью учащихся чётко определите основные проблемы, которые могут быть сформулированы в ходе выполнения проекта и возможные сути их решения.
- Определите, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуется учащихся при работе над проектом.
- Определите, какие знания, умения, навыки учащиеся приобретут в итоге этой деятельности.
- Определите для себя, какая помощь может потребоваться учащимся для успешного выполнения данного проекта:
· Литературные источники,
· Памятка по итогам проведения ученического проекта,
· Консультации учителя по вопросам, возникающим в ходе работы над проектом и т.п.
- Разработайте более детальные и чёткие памятки для учащихся, которые помогут им в процессе выполнения проектной работы.
- Чётко спрогнозируйте желаемый результат ученической деятельности.
- Проведите чёткий и полный инструктаж для учащихся по выполнению проекта, уделив особое внимание сроками его выполнения и форме его защиты.
- Разработайте систему оценивания этого творческого задания.
- Осуществите оперативный поэтапный контроль по выполнению данного домашнего задания.
Мне хочется привести пример одного из проектов, которые я предложила учащимся. Проект назывался «Мир рекламы». Для данного проекта основными проблемами могут быть сформулированы следующие вопросы:
@ Как рекламу сделать успешной;
@ Как привлечь внимание потребителей;
@ Что надо рекламировать и т.д.
Этот проект можно отнести к практико-ориентированному типу с исследовательскими компонентами. Школьникам было необходимо изучать историю возникновения рекламы, теорию рекламы и основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при создании рекламы. Основные темы для рекламы мною были представлены следующего плана:
@ Travelling (путешествие) ,
@ Shopping (поход за покупками)
@ Food (еда ) .
Данный вид проекта и темы рекламы были выбраны с учётом следующим задач:
Активизировать и закрепить знания, умения, навыки по английскому языку, полученные на уроках;
Научить учащихся самостоятельно добывать новые знания и изучать их с целью дальнейшего применения;
Применять полученные в курсе английского языка знания при создании собственной рекламы;
Научить учащихся самостоятельно добывать информацию, анализировать, делать выводы, способствуя, таким образом, развитию самостоятельности в познании;
Активизировать познавательный интерес учащихся к самому процессу обучения и к домашней работе – как одной из форм его реализации;
Активизировать творческие способности учащихся при подготовке и осуществлении проекта;
Научить учащихся самостоятельно организовывать свою деятельность;
Привить интерес к совместной работе в группе, к взаимопомощи;
Расширить знания учащихся в сфере рекламной деятельности.
Я разработала несколько памяток для учащихся по созданию и теории рекламы для успешного выполнения проекта:
@ условия создания успешной рекламы;
@ запреты при создании рекламы;
@ виды рекламы.
Кроме того, я составила алгоритм для учащихся при выполнении проекта «Мир Рекламы» по английскому языку, исходя из выделенных в школе подпространств, структурированных по принципу «подготовка – опыт - демонстрация». Этапы создания рекламы:
- Подготовительный этап:
· изучение информации о рекламе и её создании,
· постановка учащимися проблем, требующих решения:
@ как рекламу сделать успешной;
@ как привлечь внимание потребителей;
@ что надо рекламировать?; и т.д.
· возможные пути решения поставленных проблем,
· определите –
@ что вы будете рекламировать,
@ для какого типа потребителя предназначена ваша реклама,
· обоснуйте свой выбор – каковы цели и задачи вашей рекламной акции,
· выберите вид рекламы.
- Процессуальный этап – создание самой рекламы:
· Формулировка УТП( уникальное торговое предложение),
· Описание рекламы – рекламный текст,
· Иллюстрация.
- Итоговый этап:
1. Вы должны представить:
· Наглядную рекламу и выбрать способ её демонстрации – инсценировка, озвучивание и т.д.
· Описание подготовительного этапа
2. Защита рекламы.
Очевидно, что в ходе выполнения домашнего задания в виде проектов учащиеся знакомятся с новым видом деятельности, в основе которой лежит их творческая самостоятельная работа, они сталкиваются с новой для них проблемой как организовать свою работу. Таким образом, домашняя работа может и должна рассматриваться как механизм и средство сближения обучения и самообразования. Но для того, чтобы этот механизм работал, домашние работы и их предъявление должны войти в перечень насущих педагогических задач, стать в полной мере объектом педагогического творчества любого учителя - предметника.
Автор(ы): Назарова Екатерина Александровна
Приложения: