Использование игровых технологий в проведении занятий
по плаванию с детьми раннего возраста в нестандартных
условиях бассейна

Никифорова Злата Анатольевна

В нашем учреждении на протяжении многих лет работает бассейн, с глубиной 120 см, встроенными гидро-форсунками (гидромассаж, аэромассаж) и осветительным прибором, температурой воды – 30 - 32'C и температурой воздуха – 29 - 31'C.

Детям раннего возраста свойственна повышенная эмоциональность, они не могут долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать. В этом очень хорошо помогает игра. Поэтому, мы используем в своей работе игровые технологии.

        Игры в бассейне, используются, не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются культурно-гигиенические навыки, навыки культуры поведения и культуры общения.

         Игровые технологии – это определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности:

·               Выбор, разработка и подготовка игры

·               Включение детей в игру

·               Осуществление самой игры

·               Подведение итогов и результатов

        Игровой метод, ИГРА - это наилучший способ, который вызывает у детей положительные эмоции и дает без проблем адаптироваться в водной среде.

Наши занятия проходят с использованием красочных предметов: массажных разноцветных мячиков, нетонущих игрушек – зверушек, клеящиеся фигурок морских животных, корабликов, машинок, а также тонущих игрушек и настоящих морских и океанических ракушек, плавательных средств (нудлсов, плавательных поясов, плавательных досок).

        Все упражнения сопровождаются потешками, стишками и песенками.

        Главная цель нашей работы — это способствовать обучению элементарным навыкам плавания (всплыванию, лежанию, скольжению, погружению под воду).  А также, закаливание и укрепление детского организма, и формирование основы для разностороннего физического развития. И конечно, заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием.

Игровые приемы, очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал, именно быстро освоится в помещении бассейна, познакомится со свойствами воды, с чувством невесомости и равновесия, правильно научить вдоху, задержке дыхания и плавательным действиям.

- различные игровые упражнения;

- обыгрывание той или иной ситуации в воде;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих на воде, сказочных героев.

        С помощью подручных средств и плавающих игрушек (мячики, теннисные шарики, трубочки) ребенок знакомится со свойствами воды, представлений о плавучести, осваивается в помещении бассейна.

«МАМА УТОЧКА»

Задача: приучить ребенка самостоятельно и безбоязненно входить в воду.

Описание: тренер, взяв на руки ребенка, спускается спиной к воде по лесенке, объясняя, как нужно держаться руками и куда ставить ноги.

Методические указания: спускаться в воду медленно, дать возможность ребенку держаться за поручни самостоятельно.

«ПОЙМАЙ ВОДИЧКУ»

Задача: ознакомление со свойствами воды, научить ребенка сжимать пальцы рук, не бояться воды, брать плавающие предметы

Описание: тренер держит ребенка так, чтобы его руки были свободны, ребенок вытягивает руки вперед, опускает в воду, соединяет под водой кисти рук, сжимает пальцы. Зачерпнув воды, ребенок поднимает руки над водой.

Собирает плавающие предметы (мячики, теннисные шарики или игрушки)

Методические указания: если не получается сомкнуть руки, пальцы, тренер помогает, делает упр. совместно с ребенком. Потом ребенок выполняет упр. самостоятельно.

«ПОЛОСКАНИЕ БЕЛЬЯ»

Задача: ознакомить со свойствами воды, освоение с водой.

Описание: находясь на руках, ребенок спиной к тренеру, слегка наклонившись вперед, выполняет одновременные движения обеими руками вправо-влево, вперед-назад, имитируя полоскание белья.

Методические указания: упражнение выполнять с помощью тренера, в том случае, если у ребенка не получается, или нет достаточной подготовленности.

«ДОЖДИК»

Задача: преодоление водобоязни.

Описание: дети, подбрасывают воду ладошками вверх и говорят:

Дождик, дождик, Дождик, лей!

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше (больше) вырастем.

Методические указания: следить, чтобы ребенок не прятал голову, и не нахватал воды в рот. Вслух произносить: "Кап -кап, кап-кап"

        С помощью таких игровых приемов решаются задачи: чувство опоры о воду, а также регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование мелкой моторики:

«ВОЛНЫ НА МОРЕ»

Задача: ознакомить со свойствами воды.

Описание: находясь на руках, ребенок спиной к тренеру, слегка наклонившись вперед, выполняет одновременные движения обеими руками вправо-влево по поверхности воды, имитируя волны.

Методические указания: Руки глубоко в воду, не опускать. Упражнение выполнять с помощью тренера, в том случае, если у ребенка не получается, или нет достаточной подготовленности.

«ПОЙМАЙ ЛОДОЧКУ»

Задача: помочь ребенку освоиться в воде, преодолевать ее сопротивление.

Описание: по бассейну плавают различные предметы – «лодочки» (мячи, резиновые игрушки и т.д.) Ребенок лежит на груди, руки и ноги свободны, с поддержкой тренера снизу. Задача ребенка работать ногами и руками, чтобы доплыть до игрушки и взять ее из воды, затем доплыть до бортика и положить игрушку в корзину.

Методические указания: тренер следит за правильной работой рук и ног ребенка, руки должны выполнять гребковые движения для продвижения вперед, а ноги должны быть прямые и работать как при плавании кролем на груди.

        С помощью нудлса решаются такие задачи как: ознакомление с чувством равновесия, всплывания, лежания, скольжения и передвижения с работой ног по воде, а также, для освоения дыхания в воде

«ЛОШАДКА»

Задача: помочь ребенку не бояться воды, приучать выполнять разные движения в воде

Описание: упражнение выполняется при помощи плавательного «нудлса», ребенок садится на него верхом, как на лошадь, тренер поддерживает ребенка и «нудлс» сбоку. Тренер перемещается по всему бассейну, покачивая, немного погружая ребенка в воду (до плечевого пояса, подбородка), имитируя езду на лошади. При этом ребенок может просто держаться за «нудлс» руками и не выполнять никаких движений или наоборот, активно помогать тренеру, выполняя гребковые движения руками, «велосипед» - ногами

Методические указания: постоянно подбадривать ребенка, рассказывать стих про лошадку или «цокать» языком, как имитируют бег лошади.

       Скольжения и передвижение с работой ног кролем на груди в воде

«ПЕРЕПРАВА»

Задача: учить безбоязненно лежать на воде, ориентироваться в бассейне

Описание: ребенок, лежа на груди, держится за плавательную доску, ноги и дыхание свободное, тренер, держась за плавательную доску с другой стороны, спиной вперед проводит ребенка от одного бортика к другому.

Методические указания: для усложнения, упражнение можно выполнять без доски, держась за руки и менять темп (т.е., тренер сначала идет шагом, а затем бегом и т.д.)

        Приемы «Надуй щеки», «Хомяк», «Нос утонул», «Ветерок», «Буря», направлены на обучение задержки дыхания, вдоху и выдоху в воду, а также последующему нырянию и погружению в воду

«БУРЯ»

Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.

«КРАБ»

Задача: учить без страха, свободно перемещаться в воде.

Описание: взяться руками за поручень в воде, двигаться вправо и влево.

Методические указания: тренер находится рядом, страхует. Руки сильно в локтях не сгибать, плечи должны находиться в воде. Для усложнения, передвигаться с погружением под воду с головой.

«ЗАЙЧАТА УМЫВАЮТСЯ»

Задача: учить детей безбоязненно относиться к попаданию воды на лицо.

Описание:

Носик, носик! Где ты, носик? (дети моют носик)

Ротик, ротик! Где ты, ротик? (дети моют ротик)

Щечки, щечки! Где вы, щечки? (дети моют щечки) Глазки, глазки! Где вы, глазки (дети моют глазки)

Будут чистые зайчатки!

Упражнения на обучение дыханию и лежанию на воде

«НОС УТОНУЛ»

Задача: учить погружению под воду

Описание: Тренер и ребенок, лицом друг к другу, по команде тренера ребенок выполняет глубокий вдох, задерживает дыхание и, погружается в воду до уровня носа.

Методические указания: Упражнение выполнять с открытыми глазами, рот закрыт.

Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

«ЛОДОЧКА»

Прием «Лодочка – предназначен для обучения детей работе ног и дыханию. Как работает «моторчик», сильнее, медленнее.

Еще лодке нужно «заправиться» – (набираем побольше воздуха в рот, «надуваем» щеки).

                 С помощью плавательной доски, детского ведерка, мы закрепляем безбоязненное отношение к попаданию воды на лицо, учим опускать лицо в воду, учим задержке дыхания, с последующими прыжками в воду

«ПОКАЖИТЕ ПЯТКИ»

Задача: учить свободно лежать на воде с опорой    

Описание: ребенок держится руками за поручень или доску, тренер стоит сбоку, страхует.  Ребенку необходимо выпрямиться и лечь на воду, ноги вытянуть назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.

Методические указания: принимать горизонтальное положение тела, руки прямые. Для усложнения упражнения можно опускать лицо в воду на задержке дыхания или выполнять выдох в воду.

«СОМ»

Задача: совершенствовать у ребенка умение ориентироваться в воде.

Описание: заранее тренер помещает на дно бассейна игрушки (не всплывающие предметы). По команде тренера, ребенок должен собирать как можно больше игрушек.

Методические указания: предметы могут различаться по цвету, форме и т.д., в этом случае, тренер может дать команду достать какой-то определенный предмет, того или другого цвета, и формы.

В том случае, если ребенок не может самостоятельно опустится ко дну, ребенок ныряет совместно с тренером, тренер может держать ребенка за руку

«ПРЫЖОК ДЕЛЬФИНА»

Задача: учить нырянию и скольжению в воде с открытыми глазами, ориентироваться под водой.

Описание: ребенок, сидя на лестнице, руки в основе (руки вверх вперед, уши прикрыты предплечьями), тренер в воде, сбоку. Выпрыгнуть вперед, согнуться, сделать вдох, задержать дыхание и войти в воду с вытянутыми вперед руками и головой, во время скольжения под водой прогнуться в пояснице, направить руки и голову вперед – вверх, скользить с открытыми глазами, совершая постепенный выдох. Тренер встречает в воде и помогает вынырнуть из воды и завершить выдох.

Методические указания: сначала упражнение выполнять на задержке дыхания, а затем с выдохом в воду.

        Любая игра должна быть интересна, эмоциональна и понятна каждому ребенку. Для поддержания устойчивого интереса к занятию по плаванию, улучшению эмоционального состояния детей проводятся сюжетно-игровые занятия. Благодаря таким занятиям, дети становятся более самостоятельными, у них развивается речь, мелкая моторика рук, познавательные процессы, формируются плавательные умения и навыки, а также они приобретают в воде двигательный опыт.

        Что такое игровые технологии в детском саду

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С., советский педагог и писатель

        Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.

Правильное использование игровых технологий в работе, делает для ребёнка процесс обучения максимально увлекательным и эффективным. Главное — правильно планировать их цели и ожидаемые результаты.

Ведь главной задачей остается - заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием.


Автор(ы): Никифорова Злата Анатольевна
Приложения:
66f425e20031b_использование_игровых_технологий.docx