Использование игр на занятиях по математике
Киселева Надежда Владимировна
Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету. Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра. Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.
Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ
Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.
В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.
Дидактические игры по математике в средней группе
Большое разнообразие дидактических игр — универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.
Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:
· игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);
· игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь из треугольников» и др.);
· пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);
· игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева), расположении предметов в пространстве («Березка», «Лабиринты», «Аквариум» и др.);
· пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия», «Весёлые мышата», «Тени сказочных героев» и др.).
Подвижные игры
Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик». Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» — подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник. Затем принцип игры меняется — нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).
Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру
Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся». Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее — малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)
Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг), а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.
«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников). Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате. Как только она останавливается, каждый ребёнок должен встать возле цветочка. При этом воспитатель уточняет, что количество цветов совпадает с числом бабочек — их поровну. Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.
Математическое содержание также может быть у пальчиковой игры или гимнастики для глаз. Малыши обычно очень любят такие занятия.
«Пчёлки»
Домик маленький на ёлке, | Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены. Вторая рука — улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке. |
Дом для пчёл, а где же пчёлки? | Заглядываем в улей. |
Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. | Постучать кулачками друг о друга. |
Я стучу, стучу по ёлке, Где же, где же эти пчёлки? | Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. |
Стали пчелки вылетать: Раз, два, три, четыре, пять! | Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают. |
«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять | Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы. |
Вышли пальчики гулять. | Сжимаем и разжимаем кулак. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Сжимаем по очереди пальцы в кулак. |
В домик спрятались опять. | Спрятать кулаки за спину. |
«Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | Попеременно хлопают в ладошки |
Два медведя, Буратино И веселый Чиполлино, И котенок и слоненок. | Загибают поочередно все пальчики. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибают поочередно пальчики. |
Помогаем нашей Кате Мы игрушки собирать. | Попеременно хлопают в ладошки и стучат кулачками |
«Котёнок»
Шёл один я по дорожке, | Показываем один пальчик |
Шли со мной мои две ножки, | Показываем два пальчика |
Вдруг на встречу три мышонка, | Показываем три пальчика |
Ой, мы видели котенка! | Качаем головой |
У него четыре лапки, | Показываем четыре пальчика |
На лапках — острые царапки, | Царапаем ноготками по столу или по коленкам |
Один, два, три, четыре, пять, | На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков |
Нужно быстро убегать! | Убегаем указательным и средним пальчиками |
Гимнастика для глаз «Кошечка»
· Вот окошко распахнулось,
· Вышла кошка на карниз.
· Посмотрела кошка наверх,
· Посмотрела кошка вниз.
· Вот налево повернулась,
· Проводила взглядом мух.
· Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз.
Логические игры
Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.
«Что получится?». Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.
Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:
1. Если два больше одного, то один… (меньше двух).
2. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
3. Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
4. Если правая рука справа, то левая … (слева).
5. Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).
«Догадайся, что я вижу». Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).
Дидактические игры по математике
Многочисленные дидактические игры представляют собой универсальный продукт, который формирует математические представления у малышей в возрасте от 5 лет. Игры, в которых присутствуют словесные элементы, обычно обретают образовательный характер. Наиболее популярными дидактическими играми по математике являются:
· развлечения, которые способны развить умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров»);
· занятия, которые помогают детям в усвоении геометрических фигур («Фигура домино», «Теремок», «Чудесный мешочек»);
· пособия, которые учат опознанию времени (например, «Сначала и потом»);
· упражнения, которые учат правильно определять направление (справа, слева);
· пособия, которые ориентированы на внимание, умение внимательно рассматривать предметы, находить сходство и различия («Найди отличия»).
Автор(ы): Киселева Надежда Владимировна
Приложения: