Инновационные технологии в работе учителя
начальных классов

Гасанбекова Мадина Наврузулиевна

«Брать нужно выше того места, к которому плывешь, иначе снесет».
Л.Н. Толстой

Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение".

Жить сегодняшним днем непозволительно, учение обязано опережать развитие, иначе оно бессмысленно.

Чтобы говорить об инновационном образовании необходимо, разобраться в понятиях, так как в современном обществе имеет место такая тенденция называть любое действие, любой процесс – вплоть до изобретения колеса «инновационным».

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, перед которым стоит выбор - наполнять учеников знаниями и навыками, или использовать урок для развития понимания этих знаний, навыков, умений, одновременно создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. При этом школа должна стать не столько источником информации, сколько школой, которая учит учиться. Учитель при этом будет уже не проводником знаний, а личностью, обучающей способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Следует признать, что современный урок– это урок-открытие, урок- познание, в котором есть место самореализации, мотивации, интереса к изучаемому материалу, профессионализму, активной деятельности, развитию, росту, самопознанию, выбору, уверенности, инициативности, потребности в знаниях, движению вперед. Но самое главное в современном уроке,  как и раньше,  было и остается творчество учителя и его личность. Современный учитель должен отчетливо понимать, что на смену «готовым» урокам приходит качественно новый, заставляющий детей мыслить, урок с использованием инновационных педагогических технологий.

Использование педагогических технологий - это особый вид профессиональной деятельности, и к этому виду деятельности надо готовить. Его необходимо осваивать для обучения и воспитания современного ученика. Для формирования нового учителя как успешной личности.

Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?

Другая мудрость учит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь» По такому принципу в основу обучения положена собственная активная деятельность. И поэтому, одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока.

 

В своей работе я используют следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Игровая технология.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология– самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.

Применяя игровые технологии на уроках, учитель способствует форме обучения естественной и гуманной для ребенка. Обучая посредством игры, дети учатся не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

2. В начальной школе помимо игровой технологии можно использовать технологию уровневой дифференциации, предполагающую разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много положительных моментов, в числе которых назову следующие:

- у учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше внимания сильным;

- осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании;

- в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;

- главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

3.Проблемное обучение

Методы, основанные на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, могут быть использованы для того, чтобы направить детей на поиск и решение сложных проблем, требующих реализации знаний. Проблемные ситуации на уроках создаются с помощью действий и вопросов, подчеркивающих новизну и значимость объекта познания. Создание проблемных ситуаций в учебной деятельности и организация активной, самостоятельной деятельности учащихся по их решению позволяют творчески овладеть знаниями, умениями, навыками и навыками мышления. Проблемные ситуации могут использоваться на разных этапах обучения, таких как объяснение, закрепление и контроль. Таким образом, проблемное обучение позволяет учащимся приобрести знания, умения и навыки, научиться самостоятельно учиться развить когнитивные и творческие способности.

4.Исследовательские методы в обучении.

Это дает ученикам возможность самостоятельно пополнить свои знания, глубже вникнуть в изучаемую проблему и предложить пути ее решения. Это важно для определения траектории развития каждого ученика.

 Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Основные требования к проекту.

1. необходимо иметь вопрос (проблему), имеющий социальную значимость

 

2. реализация проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Иными словами, она начинается с разработки самого проекта, в частности, определения типа продукта и формата его представления.

 

Важнейшей частью этого плана является операционный дизайн проекта, в котором указывается перечень конкретных действий, результатов, сроков и обязанностей.

 

3. Все проекты неизбежно требуют исследовательской работы учащихся.

 

Поэтому особенностью проектной деятельности является поиск информации, ее обработка, осмысление и представление участникам проектной группы.

 

4. результатом проектной деятельности, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

 

5. подготовленный продукт должен быть представлен заказчикам и (или) представителям общественности достаточно убедительно, чтобы стать наиболее приемлемым средством решения проблемы

\Таким образом, проект предполагает презентацию результатов на заключительном этапе.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.

5.Тестовые технологии

Тестирование широко распространено в образовательной среде. Учителя могут использовать тесты на разных этапах обучения, в разных типах классов, во время индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и методами обучения. Сегодня существует множество различных видов тестов. Однако тесты, созданные самими преподавателями, являются наиболее эффективным способом выявить качество знаний и индивидуализировать задания с учетом особенностей каждого ученика. Тестовые задания создаются с учетом целей урока, деталей обучения, познавательных способностей учеников и уровня их подготовленности. Методы тестирования помогают ученикам управлять своими знаниями. Тесты дают субъективный компонент для проверки результатов, развивают логическое мышление и внимание. Тестовые задания различаются по сложности и формату вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, учитывая уровень когнитивных способностей учащихся.

6 Успеваемость учеников в начальной школе зависит от ряда факторов, в том числе от того, насколько наглядными и понятными являются учебные материалы. Поэтому на современном этапе организации учебного процесса учителя не могут проводить уроки без информационно-коммуникационных технологий. Главное преимущество этих технологий - наглядность, а их влияние на зрительную память очень важно в обучении, ведь большая часть информации усваивается с помощью зрительной памяти. Психологи доказали, что обучение с использованием новых информационных технологий активизирует правое полушарие мозга, которое отвечает за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшает психоэмоциональное состояние обучающихся и активизирует положительные эмоции. Обучение также улучшается за счет стимулирования самостоятельной работы учащихся, развития когнитивных и творческих навыков и образной подачи материа  

7. Развивающее значение компьютерных технологий в формировании навыков у детей средней школы огромно. Использование компьютеров в классе создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся работать с компьютером и использовать возможности Интернета. Такие технологии обогащают средства обучения, предоставляют учителю богатый наглядный материал, разнообразят уроки, делают их интересными и по-настоящему современными и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учениками. Современный учитель должен идти в ногу со временем и не отставать от своих учеников.

8. здоровьесберегающие технологии. Использование таких технологий позволяет равномерно распределять различные виды работы в классе, чередовать виды мыслительной деятельности, определять время изложения сложного материала, выделять время для самостоятельной и контролируемой работы, использовать стандартизированное оборудование, что положительно сказывается на обучении. При подготовке и проведении уроков учитываются: объем педагогической нагрузки, жизнедеятельность учащихся, структура урока с учетом их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошее освещение, чистота), благоприятная эмоциональная атмосфера, профилактика стресса (работа в парах, группах, стимулирование учащихся), преодоление усталости, уныния и фрустрации Время отдыха и модификация деятельности в классе, соблюдение организации учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске.).

Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…

- стимулируют у учащихся процесс познания нового,

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,

- порождают стремление к самостоятельной деятельности,

- формируют устойчивое внимание к предмету.

Использование современных технологий обучения может изменить преподавание традиционных предметов, оптимизировав работу детей, оптимизировав процесс понимания и запоминания изучаемого материала и, самое главное, подняв интерес детей к учебе на неизменно высокий уровень. Если учителя используют инновационные технологии, они могут сделать обучение увлекательным для детей без принуждения.


Автор(ы): Гасанбекова Мадина Наврузалиевна
Приложения: