Технологическая карта урока геометрии в 11 классе
Объём прямой призмы
Левитская Татьяна Владимировна
Цель урока:
ü обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся сведения о призме и ее элементах;
ü выработка и совершенствование навыков решения задач с использованием формулы объема прямой призм;
ü закрепление знаний, умений и навыков обучающихся по изученной теме, устранение пробелов в знаниях.
Задачи: развитие навыков пространственного изображения прямой призмы, применять полученные знания для решения простейших задач.
Планируемые результаты
Предметные: формировать умение решать задачи на вычисление объема прямой призмы.
Метапредметные:
познавательные – анализировать информацию, обобщать и делать выводы;
регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
коммуникативные – обобщать и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности.
Личностные: проявлять готовность к саморазвитию и самообразованию; развитие навыков сотрудничества в разных учебных ситуациях.
Организационная структура урока
I. Организационный момент
Учитель: Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.
Обучающиеся: Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работу на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сообщение темы урока.
Подготовка к восприятию более сложных задач на простейших примерах.
Фронтальный опрос:
- Какой многогранник называется призмой?
- Какая призма называется прямой?
- Какая призма называется правильной?
- Что является основанием правильной треугольной призмы?
- Чем являются боковые грани призмы? Прямой призмы? Правильной призмы?
- Сформулируйте свойство объёмов?
- Давайте вспомним чему равен объём прямой призмы?
- Как выглядит данная формула?
- Какие многоугольники могут лежать в основании прямой призмы?
- Назовите формулы, по которым можно найти площадь этих многоугольников.
- Обучающиеся: Устно отвечают на вопросы.
- Объём прямой призмы равен произведению площади основания на высоту (слайд 2)
- - 𝑉 = 𝑆осн. · ℎ.
- В основании прямой призмы может лежать треугольник, четырехугольник (прямоугольник, квадрат, ромб, параллелограмм, трапеция, пятиугольник и т.д.)
- приводят формулы.
III. Проверка домашнего задания
Учитель: Давайте проверим, как Вы справились с домашним заданием.
Вопросы к домашнему заданию:
· какую фигуру рассматривалась в задаче?
· что необходимо было найти?
что необходимо было вспомнить?
Обучающиеся: Один обучающийся из класса воспроизводит на доске решение.
В это время остальные отвечают на вопросы учителя:
· правильная 3, 4, 6, 8-угольная призма
· объём призмы
площадь правильных фигур (треугольника, четырёхугольника, шестиугольника, восьмиугольника).
IV. Работа над темой урока
Учитель: Решение простейших задач по готовым чертежам, через проектор на экран. Рассуждаем устно, делая промежуточные записи в тетради.
1. Куб со стороной 4 см. Найти объём куба
2. Параллелепипед прямоугольный. Найти объём параллелепипеда
3. Призма прямая. Основание – прямоугольный треугольник с катетами 6 см и 8 см. H = 10 см. Найти объём призмы
4. Параллелепипед прямой. Основание - ромб со стороной 5 см и меньшей диагональю 6 см. H = 9 см. Найти объём параллелепипеда
5. Призма прямая. Основание – равнобедренная трапеция с основаниями 4 см, 20 см и высотой 6 см. H = 15 см. Найти объём призмы
6. Призма правильная. Основание – равносторонний треугольник со стороной 8 см. H = 30 см. Найти объём призмы
Обучающиеся: Обучающиеся по очереди решают задачи на доске:
Ответы обучающихся:
1. V = 4 3 = 64 см3
2. V = 5*4*6 = 120 см3
3. V = (6*8)/2 * 10 = 240 см3
4. V = (6*4)/2* 9 = 108 см3
5. V = (4+20)/2*6*45=1080 см3
6. V = 0,5*8*8*sin 600= 480 см3
VI. Решение заданий
Учитель: Учитель предлагает обучающимся решить задачи из банка ЭГЕ по подготовке к экзамену.
Обучающиеся: выполняют задания с раздаточного материала.
VIII. Подведение итогов.
Учитель: В ходе урока мы систематизировали сведения о призме и её элементах, повторили объёмы фигур. Какие данные необходимы для определения объёма прямой призмы?
Обучающиеся: Подводят итоги своей работы на уроке.
Автор(ы): Левитская Татьяна Владимировна
Приложения: