Общие подходы к развитию soft skills в системе образования.
Soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) — это социальные умения, которые являются универсальными и необходимы не только при обучении или в работе, но и важны в повседневной жизни. К ним относят умение работать в команде и планировать собственное время, обучаемость, активность, лидерство, общительность, стрессоустойчивость. Сформированность soft skills рассматривается в современном обществе как способ достижения успеха в жизни.
В отличие от профессиональных навыков «гибкие» навыки трудно поддаются количественному измерению и их невозможно сформировать лишь путем многократного повторения. Soft skills надо практиковать, развивать и совершенствовать постоянно.
Можно выделить четыре категории «гибких» навыков, которые помогают приспосабливаться к социуму и облегчают взаимоотношения с людьми: навыки управления собой, навыки коммуникации, навыки мышления, управленческие навыки. Эти навыки обеспечиваются наличием определенных компетенций, таких как
- социальные (коммуникативность, эмоциональный интеллект, гибкость и принятие критики, ораторские способности),
- лидерские (умение принять решение, сформировать команду, разрешить конфликт, взять на себя ответственность), интеллектуальные (аналитический склад ума, умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность),
- волевые (ориентированность на результат, таймменеджмент, стрессоустойчивость, готовность к рутинной работе).
Основными участниками процесса формирования и развития soft skills в школьном образовании являются сами учащиеся, их семьи, педагоги, коллектив, образовательная среда образовательной организации как фактор развития личности. Личность учащегося выступает субъектом главной своей функции - организации собственной жизни. Большое значение имеет самостоятельная работа учащегося как вид его учебно-познавательной деятельности. Самостоятельная работа способствует выработке установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умения ориентироваться в потоке информации при решении учебных задач, повышению уровня мыслительной деятельности, т.е. формированию универсальных компетентностей.
Родители (семья) могут учить детей на собственном примере. Дети копируют манеру поведения своих родителей, поэтому, если у них развиты те или иные навыки, то ребенок с большой вероятностью также успешно ими овладеет. Например, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения: учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
Педагог играет большую роль в формировании компетенций учащегося через создание соответствующих педагогических условий. Качественная работа в развитии компетенций определяется профессиональным мастерством педагога, который формирует готовность учащегося к работе, осуществляет руководство его деятельностью, оказывает поддержку и повышает его самооценку в процессе обучения. Например, для того чтобы деятельность учащегося стала исследовательской, педагог в своей образовательной программе выделяет следующие задачи: обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам научного знания и научного познания; создание условий для возможности самореализации через решение задач исследовательского характера по индивидуальной теме. Педагог исходит из принципа, что каждый ребенок по-своему одарен, и главное в его деятельности ̶нащупать талант и раскрыть его. Важно найти подход к детям, создав соответствующую образовательную среду.
Коллектив (творческий, общественного молодежного движения, волонтерский и др.) развивает компетентность взаимодействия с другими, коммуникационные навыки и умение сотрудничать, работать в команде. Неотъемлемой частью формирования компетенций учащихся является образовательная среда организации, представляющая собой многомерное интегрированное пространство, которое адекватно соответствует современным тенденциям развития общества, потребностям детей и их родителей, и обеспечивает развитие личностного потенциала, интеллектуальных, творческих способностей ребенка. Компетентность мышления формируется на занятиях при использовании в организации учебного процесса:
• партнерского взаимодействия учащихся и педагога (создание эмоционально-комфортной среды обучения);
• организации ситуации выбора на занятиях, использовании субъективного опыта ученика;
• частично-поисковых, проблемных, исследовательских методов, проектного метода, работы с информацией сети Интернет, работы с учебными моделями, использовании общих схем и т.д.;
• выполнения логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий;
• интерактивных форм обучения: диалог, дебаты, дискуссии, работа в парах, группах и т.д.;
• нестандартных форм занятий (деловая игра, экскурсия, пресс-конференция, мозговой штурм и др.)
Компетентность взаимодействия с другими формируется при использовании определенных педагогических технологий, таких как:
• проектные технологии (создание условий, при которых дети самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление);
• игровые технологии (моделирование ситуаций, овладение опытом деятельности, сходным с тем, который дети получили бы в действительности);
• дискуссия (развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры детей, стимулирование инициативы, развитие рефлексивного мышления);
• коллективно-творческая деятельность (развитие организаторских, лидерских качеств детей, умение взаимодействовать в группе);
• информационно-коммуникационные технологии (формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся);
▪ социальное проектирование (включение в активную деятельность, развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей, принятие общечеловеческих ценностей, умение работать в команде, овладение алгоритмом проектной деятельности) и т.д.
Компетентность взаимодействия с собой развивается в результате:
• самообучения – при обучении направленному поиску и освоению учащимся более эффективных моделей поведения (например, самостоятельное изучение различных материалов – статей, блогов и т. д.);
• обучения самоконтролю, саморегуляции и самоорганизации, то есть самостоятельного и рационально организованного поэтапного выполнения своей деятельности, корректировке своих действий, сознательному применению накопленных знаний, компетенций и опыта;
• решения учебных и личных задач, в работе над индивидуальными и командными проектами;
• участия в мероприятиях соревновательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования и т. д.);
• использования системы дедлайнов и др.
К педагогическим условиям, влияющим на эффективность развития компетенций самоорганизации учебной деятельности учащихся, можно отнести:
• включение учащихся в совместную с педагогом деятельность по организации, контролю и самоконтролю своей учебной работы;
• психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности учащихся, нацеленной на формирование компетенций самоорганизации;
• интегрированное применение активных форм, методов обучения и специально разработанных задач и заданий, нацеленных на формирование компетенций самоорганизации учебной деятельности учащихся;
• формирование и развитие у учащихся рефлексивной позиции.
При этом педагог должен сам уметь добывать новые знания, применить на практике методы научных исследований, самостоятельно получать новые научные знания, владеть современными методами сбора первичных данных, их обработки, т.е. обладать soft skills. Целенаправленное формирование компетенций происходит через определенные технологии, например, такие как проектные, исследовательские, игровые, развития критического мышления, компетентностно-ориентированные задания и другие.
Развитие гибких навыков в образовательном процессе любой образовательной организации наиболее эффективны происходят через кейсовые и проектные технологии, технологии решения изобретательских задач. Например, участие в проектной деятельности, индивидуальное, в микрогруппах, групповое и коллективное, позволяет сформировать умение решать сложные задачи, развивает критическое мышление, креативность, навыки работы в команде, эмоциональный интеллект.
Проект дает возможность не просто применить полученные знания на практике, а генерировать на их основе новые идеи, может являться прототипом реальной профессиональной работы, индивидуальной или коллективной, с распределением ролей (руководитель, специалисты и другие роли). Каждый этап проектной деятельности позволяет развивать определенные компетенции: социальные, интеллектуальные, лидерские, способность работать в коллективе и другие. Важным моментом становится грамотная презентация своих успехов (доклады, участие в выставках, концертах и т.д.).
«Гибкие» навыки у учащихся развиваются при их участии в общих и досуговых мероприятиях, квестах, волонтерской работе, деятельности в детских общественных организациях. Такие занятия совершенствуют коммуникативные навыки, учат брать на себя ответственность за принятые решения, и задача педагога – максимально включать детей в эту деятельность.
В дополнительном образовании детей развитие личностных качеств учащихся является одним из важнейших показателей результативности деятельности педагога. Педагог должен видеть результаты, прогнозировать и выстраивать путь движения к ним детей, поэтому ему необходимо умение отслеживать динамику и результат педагогического действия не только в предметной, но и в личностной области развития ребенка. Педагогу целесообразно вести мониторинг социальной воспитанности обучающихся детского объединения. В системе дополнительного образования «гибкие» навыки развиваются постепенно и без заметных для ребенка внешних усилий. Педагогу необходимо подсказать и показать ребятам нужное направление, включить их в соответствующую деятельность, делая акцент на том, что soft skills пригодятся учащимся в повседневной жизни, помогут легче освоить будущую профессию.
Развитие soft skills – это личный мотив каждого человека и главным образом только от него самого зависит, каким образом он сумеет использовать «гибкие» навыки на своем жизненном пути. Образовательная среда организаций дополнительного образования и личность педагога являются ключевыми моментами для эффективного развития soft skills у учащихся..
В настоящее время стремительно меняется привычный уклад жизни, глобальные изменения происходят во всех сферах жизни общества, конечно, образование не остаётся в стороне, в том числе и дополнительное. Современному педагогу просто необходимо поспевать за всеми изменениями и постоянно развивать себя для того, чтобы успешно достигать поставленных целей, грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности и быть достойным конкурентом на рынке труда. В обучении в целом уже произошли изменения — от передачи информации к активности обучающегося и при этом роль педагога остается главной: он способствует формированию у детей «навыков XXI века».
Основополагающими ключевыми навыками стали: языковая компетенция, умение грамотно выражать свои мысли; навык работы с цифрами и данными; научная грамотность; компьютерная грамотность; финансовая грамотность; культурная и гражданско-правовая грамотность. Выявлены существенные качества характера: адаптивность, инициативность, стрессоустойчивость, лидерские качества, социальная и культурная информированность. Временем определены важные компетенции: критическое мышление и умение решать проблемы; креативность; способность к коммуникации; умение сотрудничать.
Помимо обладания основными знаниями, которые дети получают в процессе обучения, необходимы социальные и когнитивные способности, формирующие ребят как будущих специалистов в выбранной ими профессиональной деятельности. Например, самые элементарные требования, предъявляемые специалисту: приходить на работу вовремя, конструктивно реагировать на критику, говорить четко и вежливо. Эти качества приобретаются, им можно научиться, и они являются выражением уверенности и психологической устойчивости будущего сотрудника.
Последние исследования доказывают, что работодатели испытывают интерес именно к «мягким» навыкам персонала, причем данный интерес постоянно возрастает. Во многом этот факт определен процессами, происходящими в экономике и современным уровнем развития информационных технологий. Гибкие навыки наиболее эффективно позволяют применить и продемонстрировать твердые навыки. Именно это делает их столь необходимыми в любой сфере и в любом виде деятельности.
Одной из наиболее эффективных форм формирования и развития у обучающихся soft skills является игра, игровые технологии. Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – слово, учение) – набор форм, методов, методик, способов, приемов обучения и воспитательных средств, комплексно используемых в образовательном процессе на основе определенных психолого-педагогических установок и приводящий к достижению прогнозируемого результата с минимальной нормой отклонения.
При реализации любой педагогической технологии педагог должен помнить, что технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания, а разработка и применение педагогических технологий требуют высокой активности педагога и обучающихся. Педагогу очень важно при организации активной позиции обучающихся хорошо знать психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносить индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия.
Игра приемлема на любом занятии, не занимает много времени и интересна для детей любого возраста. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
1 Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. По мнению педагогов и психологов, особая ценность игр для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.
Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры называются дидактическими. Наиболее часто используемые дидактические игры: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования и др. Разработчики дидактических игр для детей делают акцент на том, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества. Некоторое изменение предметного содержания образования, использование передовых приемов организации образовательного процесса, в том числе игровых технологий, ориентированных на развитие soft skills у обучающихся и усвоение знаний в ходе учебного взаимодействия, несомненно, повышает положительную мотивацию учения у учащихся организаций дополнительного образования.
Примеры игр, направленных на развитие коммуникативных способностей.
Игра или упражнение «Приветствие».
Её цель — снятие мышечного напряжения и коммуникативных барьеров. Обучающиеся по сигналу педагога беспорядочно двигаются по кабинету и приветствуют друг друга. Перед упражнением обговариваются правила (например, не бегать, не толкаться, уважительно относится друг к другу) Можно усложнить и поставить задачу приветствовать по хлопкам: один хлопок — за руку, два хлопка — локтями, три хлопка — коленками, при этом для полноты тактильных ощущений вводим запрет на разговоры.
Игра «Ты и твоё имя».
Её цель — развитие навыков презентация себя, коммуникативных способностей. Каждый ребенок в группе должен обозначить себя так, как хочет, чтобы его называли в группе и подготовить презентацию своего имени. Можно усложнить игру, дав задание: определить качества характера по буквам имени.
Игра «Зеркало».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения действовать согласованно, совершать произвольные движения. Описание игры. Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое – либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклоны в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное или кривое. Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».
.«Мозговой штурм».
Дети могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
«Дискуссия». Это обсуждение вопроса по заданной теме.
«Проблемный вопрос». Занятие начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
«Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, педагог просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Прием «Инсерт» или «Чтение с пометками».
При изучении информации, связанной с новыми идеями, педагог просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную). Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки (ЗУХ): Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Примеры игр, направленных на развитие креативности.
«Покажи понятие».
Театральная творческая игра по командам. Здесь, как и во всех командных играх, наглядно проявляется, кто справляется с лидерством и творчеством, а кто просто является исполнителем, а иногда балластом для группы. Команде задается понятие и задание показать его в реальном времени с движением, звуком, взаимодействием. Используя себя, свои тела, движения, голос, любой реквизит и главное – творческие возможности. Это должна быть не просто иллюстрация – а совместная реализация каких-то командных идей и мыслей. Время на подготовку 15 мин. На демонстрацию около 1 мин. Примерный список понятий: часы, фонтан, улей, футбол, вселенная и др.
Упражнение «Круги»
Возраст: дошкольный, младший школьный. Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т.д.). Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста. Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т.д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т.д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т.д. Экономика: монеты… Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др. Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов. Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.
.«Войди в круг».
Обучающиеся встают в круг и крепко держатся за руки, а один ребёнок находится вне круга. Он должен так попросить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели это сделать, ему необходимо найти «слабое звено» и подобрать верное обращение.
«Подарок».
Дети невербально, то есть без слов, и не указывая на предмет, должны изобразить, что они хотят подарить одному из присутствующих.
«Путаница».
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
Таким образом, деятельность современных организаций дополнительного образования направлена на приобщение детей к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям, развитие самостоятельности, творческих и умственных способностей, умение учиться. Использование же игр на учебных занятиях помогает активизировать деятельность учащихся,развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление и создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
Автор(ы): Сокольникова Татьяна Михайловна
Приложения: