Использование интерактивной доски
на уроках английского языка
Махотина Виктория Викторовна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 143
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
На сегодняшний день повышение качества образования невозможно представить без применения современных технологий. Век компьютерных технологий набирает обороты. Уроки проходят с использованием информационно-коммуникационных технологий, будь то приготовленная презентация, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. Одним из самых важных вопросов для учителей остается использование интерактивных досок на уроках . Интерактивные доски в школе - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске обучающиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Учителя, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие учителя замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется рассказать об их использовании на уроках английского языка. Особое значение приобретает использование инновационных технологий в преподавании английского языка, т.к. мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения на принципиально новый уровень.
Я считаю, что использование интерактивной доски на уроках английского языка позволит активно вовлекать обучающихся в учебную деятельность, повысит мотивацию обучения, будет стимулировать творческую активность и будет способствовать развитию личности ребенка, расширит возможности предъявления учебной информации, увеличит эффективность урока и сэкономит время, то есть, поможет обучающимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов ОГЭ и ЕГЭ.
Важно владеть основной информацией об интерактивных досках, их преимуществах и недостатках для осуществления выбора.
Интерактивная доска представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации. Доской можно управлять с помощью специального стилуса.
Интерактивные доски делятся на два вида в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.
Доски с таким видом установки называются “доски прямой проекции” за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что не мало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске что бы не загораживать проецируемое изображение что не всегда удобно.
Этого недостатка лишена доска обратной проекции где проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к экрану, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Кроме того, яркий свет проектора не попадает в глаза докладчику.
Интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности, это означает, что можно использовать для работы с доской любой предмет - указку, маркер. Все, что физически не поцарапает доску.
Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется.
Преимущества интерактивных досок :
- работа с доской позволяет реализовать принцип наглядности;
- позволяет рисовать и делать записи поверх любых приложений;
- сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
- позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;
- делает занятия интересными и является инструментом для развития мотивации к обучению;
- предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;
- облегчает понимание сложного материала в результате более эффективного и динамичного его представления;
- способствует развитию творчества и самостоятельности обучающихся;
- возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия;
- удобна при работе в большой аудитории;
- вдохновляет учителей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Учителя иностранного языка имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения обучающихся к культуре стран изучаемого языка.
Недостатки интерактивных досок:
-наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
- наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
- интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном;
- поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга ;
- необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы;
- отсутствие программного обеспечения к конкретным учебникам - необходимость самим принимать участие в их разработке;
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Использования интерактивной доски на уроках иностранного языка включает:
1) этап подготовительный (изучение технических особенностей, возможностей, программного обеспечения и методики работы с интерактивной доской);
2) этап практической реализации (создание или подбор из имеющихся интерактивных заданий);
3) этап обобщения опыта (разработка программно-методических комплексов для интерактивной доски, проведение открытых уроков, мастер-классов).
Нам программное обеспечение для интерактивной доски позволяет заблаговременно подготовить и импортировать прямо во время занятия в структуру файлов-страниц тексты, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы. Кроме того, одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью движения руки по сенсорной поверхности доски. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание обучающихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.
Задания для интерактивной доски на уроке иностранного языка могут быть:
- игровые ( для отработки языковых навыков, а также навыков и умений речевой деятельности на материале текста в привлекательной для обучающихся игровой форме);
- динамически ( выполняемые учителем и обучающимися на поле доски, эффективны на этапе предъявления нового материала, носят языковой характер, когда основное внимание уделяется работе с лексикой и грамматическими структурами) ;
- командные ( носят характер соревнования , для этого можно воспользоваться двухстраничным режимом демонстрации слайдов);
- творческие ( состоят из набора полей для создания письменных и изобразительных компонентов, связанных с лингвострановедческой или социокультурной направленностью урока);
- аналитические ( предназначены для работы с текстом. Задания данного типа представляют собой лингвистические упражнения);
- тренировочные ( для отработки языковых навыков и навыков речевой деятельности, а также для контроля усвоенного материала. Эти задания могут быть снабжены функцией автоматической проверки правильности ответов).
Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала обучающимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у обучающегося неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции обучающихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.
Считаю, что опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, интерактивности, обратной связи и сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Интерактивные задания к урокам , доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех обучающихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает, в итоге, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка. Благодаря интерактивной доске обучающиеся с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.
Автор(ы): Махотина Виктория Викторовна
Приложения: